Конфликт интересов

Я хочу открыто говорить о наличии конфликта интересов, оголить суть внутренних проблем, которые существуют в Ассоциации немцев.

Проблемой нашего сообщества я считаю отрицание роли и участия в его делах национальной элиты. Некоторые региональные лидеры утверждают, что только они и никто другой могут представлять немецкое меньшинство. На самом деле это глубочайшее заблуждение.

В западной правовой системе это регулируется законом о защите прав национальных меньшинств, который предусматривает, что национальное меньшинство имеет право на свой представительный орган, избираемый общенациональным конгрессом, съездом.

В нашей стране отсутствует такая правовая модель, мы загнаны в рамки общественного объединения, в котором участниками являются физические лица. В связи с этим произошла деформация представлений о нашей деятельности. Некоторые полагают, что только конференция учредителей может представлять все немецкое меньшинство. В этом есть правовая коллизия.

Кто же все-таки защищает и представляет немецкое этническое меньшинство? Группа людей, которые представляют физических учредителей, или народ, который представлен людьми, которые не занимаются общественной работой в рамках настоящего общественного объединения, но трудятся в Парламенте, в Правительстве? Их в казахстанском гражданском обществе позиционируют как этнических немцев, Глава государства неоднократно, обращаясь к этим людям, подчеркивал: запомните, вы - немцы, вы должны сохранять связи с представителями своей этнической группы. И так заведено в нашем обществе, что люди, представленные в каких-то органах, тем не менее являются представителями собственной этнической группы. И когда говорят, пишут о немцах, когда их цитируют, мы остро ощущаем чувство национальной принадлежности, чувство гордости за то, что это наш земляк, наш сородич, который имеет столь высокий авторитет.

Я хочу особо подчеркнуть, что роль представителей национальной элиты, занимающих государственные посты, ведущих научную деятельность, никем не может быть ограничена, даже если они не занимаются общественной работой. В равной степени как и представителей бизнес-элиты, которые стараются поддержать, выделяют свои деньги на реализацию каких-то идей, проектов, проявляя солидарную ответственность с немецким населением.

Роль такой национальной элиты, я считаю, должна быть оформлена правовым образом и в соответствии с демократическими принципами.

Любая власть должна иметь противовес. Так построена демократическая модель, демократическая система. Власть должна быть ограничена чем-то, и система сдержек и противовесов является главным институтом демократического устройства государства.

Власть и гражданское общество, мораль и право - это все по сути своей система соответствующих противовесов. СМИ в западном обществе называют пятой властью - это власть над умами людей, которая также участвует в управлении всеми процессами государства.

В нашем случае в качестве противовеса происходящим деструктивным процессам необходимо правовым образом оформить и включить в работу структуру национальной элиты, которая станет влиять на судьбоносные решения относительно реализации той или иной стратегии.

В системе самоорганизации должна быть создана модель интеллектуальной соревновательности. Не интриг, заговоров, оговоров, наговоров, попытки обмануть, переиграть. Все это должно быть ликвидировано. На смену придет честное, открытое, интеллектуальное соревнование идей, концепций, стратегий.

Лучшая концепция, лучшая стратегия должны победить, должны идти вперед, и только на этой платформе можно строить здоровое сообщество, здоровое общественное объединение. И конечно же, как и принято в демократическом обществе, это должно иметь поступательный характер, преемственность. Это важнейшие факторы здорового развития общества, в том числе и нашего объединения.

Я думаю, назрела реальная необходимость модернизации, необходимость включить в правовую модель общественной самоорганизации структуру, которую можно представить как Совет национальной элиты.

Серьезная проблема возникла в связи с тем, что некоторые общественные лидеры в регионах общественную собственность перевели в частные руки. Я уверен, это крушение всех надежд на то, чтобы региональные общества сохранили себя не только в плане содержательной работы, но и сохранили серьезную материальную базу.

Это крушение всего, что выстраивалось в течение двадцати лет, со времени проведения соответствующих переговоров и создания стратегии построения будущего этнических немцев в Казахстане. Через двадцать лет мы пришли, во-первых, к крушению этой стратегии, и во-вторых, к отсутствию дискуссии по этому поводу внутри Ассоциации. Заметьте, это не стало предметом озабоченности членов нашей Ассоциации и перешло в разряд второстепенной или даже третьестепенной проблемы.

Уход от дискуссии, а по сути своей уход от ответственности за реализацию такой стратегии, демонстрирует полное отсутствие путеводной звезды, отсутствие стремления к определенной цели. Демонтаж материальной базы общественных объединений практически сводит на нет возможности, которые будут у таких региональных обществ. Ведь совершенно понятно, что лидеры приходят и уходят, и вместо тех новых собственников, которые сегодня овладели имуществом, придут другие люди. И беда в том, что все придется начинать сначала, а это зачастую просто невозможно.

Важной проблемой является дискуссия о бюджетном финансировании со стороны BMI, о требовании некоторых региональных лидеров его распределения по другим критериям. Мои оппоненты утверждают, что нужно эти деньги использовать, в первую очередь, на укрепление материальной базы региональных обществ.

То есть получаются два взаимоисключающих процесса: материальная база уходит из общественной собственности в частные руки, а с другой стороны мои оппоненты говорят, что материальная база ушла в частные руки только потому, что надо было раньше перераспределить деньги в пользу укрепления этой материальной базы. Сдается мне, что за этим скрывается опять же личный интерес, который превалирует над общественным. И практика показала, что укрепление материальной базы, на что был сделан расчет в свое время, не привело к успеху, а более того стало предметом конфликта интересов.

Проблема, связанная с бюджетным финансированием, все больше становится главным вопросом, главным конфликтом. Исходя из той дискуссии, которая проходила в рамках Конференции учредителей, и дискуссии, которая развернулась в период предвыборной агитации, совершенно очевидно, что речь идет, в первую очередь, именно о бюджетном финансировании и желании его перераспределить по другому алгоритму, исходя из других соображений.

Однако заметьте - никто не говорит о том, что только грантодающая организация является заказчиком, только грантодающая организация определяет статьи расходов. Для нее самым важным является согласование с исполнителем проектной работы. Пожелания относительно перераспределения бюджета могут существовать, но грантодающая организация сама определяет разделы расходов, которые принимаются в соответствии с задачами Программы поддержки немецкого меньшинства, в соответствии с правилами расходования и контроля за бюджетом. Это все многосложная конструкция, которая существует в Германии, строго соблюдающая правила, условия финансирования. 

Цели нашей организации не могут замыкаться или крутиться только вокруг бюджетного финансирования. Эта проблема уводит все наше сообщество от истинных целей и задач организации. Программа БМИ - это только часть нашей жизни, нельзя ее разделить на куски, это цельное, недоступное сегментации единое состояние, поэтому вопросы самоорганизации не могут быть выделены в секторе только бюджетного финансирования.

Вопросы самоорганизации заключаются в том, как мы позиционируем себя в казахстанском гражданском обществе. Основа ментальности этнических немцев - трудолюбие. Квинтэссенцией их мироощущения являются слова "Не мешайте нам работать". Представителям немецкой этнической группы немаловажно, что о них думают другие. Соответственно, важно позиционирование нашей общественной самоорганизации в структуре гражданского общества.

Однако исходя из того, о чем в данное время ведется дискуссия, чем озабочены многие региональные лидеры, я делаю вывод, что их не интересуют гражданские инициативы, связанные с будущим немецкого языка, социальной модернизацией казахстанского общества. Их не заботит обустройство диалога с соотечественниками в Германии, сохранение и развитие связей между людьми, живущими по обеим сторонам границы. Полемика по данным вопросам вообще не ведется. В лучшем случае отметят, что это якобы слишком заоблачные цели, а нам нужно жить реалиями сегодняшнего дня.

Однако у меня мнение диаметрально противоположное. Часто встречаясь с населением, во время разговоров и дискуссий я задавал один и тот же вопрос: "Нужны ли нам глобальные цели, о которых я говорю, - защита немецкого языка, социальная модернизация, влияние немцев на казахстанское гражданское общество, сохранение связей с соотечественниками, разработка и принятие Соглашения о гуманитарном сотрудничестве между Казахстаном и Германией, так называемые принципы народной дипломатии, культурное наследие, связь, тесное переплетение культур, диалогов, цивилизаций? Нужно ли все это населению? И я всегда получал один и тот же ответ - да, нам это необходимо.

Это глобальные цели, при достижении которых мы можем удовлетворить и личные, индивидуальные интересы участников нашего общественного объединения. Я утверждаю, что постановка и реализация этих глобальных целей нужны населению.

И люди рассчитывают на то, что национальные лидеры этим будут заниматься. В своей деятельности мы должны учитывать квинтэссенцию всех мнений, объединенную, результирующую точку зрения. И кто-то должен на своем уровне такую объединённую точку зрения отстаивать, чтобы реализовать так называемый принцип политических интересов нашей немецкой этнической группы.

Однако дискуссия по этим вопросам не ведется, и это является проблемой, которая, я считаю, не позволяет развиваться нашему сообществу в нужном направлении. Замыкаясь только на финансировании, только на разделении бюджета, мы уничтожаем наше будущее, мы уничтожаем наши перспективы. Как только прекратится финансирование, все погибнет, поскольку на этом заканчивается весь интерес и все дискуссии.

Материал подготовлен Ларисой Гордеевой

Добавить комментарий

Комментарии может добавлять любой посетитель

Но если Вы зарегистрированы на сайте, пройдите сначала авторизацию


Защитный код
Обновить

  • Онлайн-галерея Леонида Брюммера brummer.kz
  • Всемирная выставка Экспо 2017 в Астане
Яндекс.Метрика