Виктор Кригер

С 1991 г. я проживаю в Германии, но до сих неравнодушен к любым новостям о Казахстане, где родился, жил и работал первые тридцать два года своей жизни. И конечно же, особенный интерес проявляю к тому, как складывается жизнь моих соплеменников в ныне независимой и такой далекой от Европы стране.

Чем же выделяются сегодня немцы Казахстана относительно других национальных групп в республике? Этим вряд ли может быть родной язык, ибо владение немецким практически утеряно. И конфессиональный фактор не играет определяющей роли, так как только меньшая часть этнической группы является прихожанами многонациональных католических и протестантских общин; остальные в лучшем случае религиозно индифферентны. Нет и территории традиционного компактного проживания и связанного с этим этнографических особенностей, позволяющих говорить об отличии немцев от окружающего населения. На этом обезличенном и атомизированном фоне практически единственным маркером, связующим звеном является общность исторических судеб: предки нынешних немцев – проживающих не только в Казахстане, но и в других странах СНГ или переселившихся в ФРГ – мигрировали во второй половине 18 - первой половине 19 века из германских государств в Поволжье, в причерноморские губернии, на Кавказ, а несколько позже на Волынь. Здесь они нашли личную свободу и материальный достаток, внесли большой вклад в освоение и культивирование малозаселенных территорий Российской империи.

Начиная с 1914 года российские немцы подвергались репрессиям, испытывали ограничения во многих областях общественно-политической жизни, являлись объектом государственной германофобии. Незаживающей моральной и психологической травмой остались депортация, мобилизация в лагеря принудительного труда, спецкомендатура. В ответ на государственное насилие и дискриминацию немецкое население отвечало массовым эмиграционным и религиозным движением, борьбой за гражданское и национальное равноправие. В послевоенном Казахстане немцы представляли собой единственную национальную группу, оказавшую открытое политическое и духовное сопротивление советскому авторитарному режиму. Эти ключевые события истории определяют уникальность коллективной памяти немецкого меньшинства и являются основой их национальной идентичности.
Нынешнее поколение российских немцев может по праву гордиться деяниями своих предков, понесших неисчислимые человеческие и материальные жертвы в годы сталинизма, подвергавшихся массированному моральному и психологическому давлению как потенциальные враги и предатели («немцы» и «фашисты») вплоть до распада СССР, но не сломавшихся после этих жесточайших испытаний. В неменьшей степени наше поколение ответственно за то, что бы эти страдания и унижения, как и многочисленные факты неповиновения и сопротивления, не были преданы забвению. Это будет самой надежной гарантией того, что бы подобное больше ни с кем не повторилось.
Разумеется, в первую очередь государство должно создать институциализованные предпосылки как для комплексного, профессионального изучения истории, так и для сохранения культурного наследия отдельных народов и национальных групп, гарантировать стабильное финансирование специальных научных учреждений. В нашем случае этим могли бы быть «Отдел изучения немецкой диаспоры» в составе Института истории и этнологии Министерства науки и образования Республики Казахстан, а так же «Национальный музей немцев Казахстана» с включенными в его состав тематической библиотекой и документационным Центром.
Но независимо от степени государственной поддержки многое можно уже сделать в рамках общественной организации или частной инициативы, с минимальными материальными затратами. Хочу призвать учителей истории, преподавателей колледжей и высших учебных заведений, учеников старших классов, гимназистов и лицеистов, студентов, активистов общества «Возрождение» и других национальных объединений, представителей творческой интеллигенции и всех интересующихся историй российских немцев к работе над темой «Немецкий след в прошлом и настоящем Казахстана». Речь идет в первую очередь о документировании и описании жизненного пути людей, исторических событий, материальных и духовных объектов, имеющих отношение к немецкому этносу, в виде генеалогических хроник, очерков, воспоминаний, свидетельств, легенд (описаний), иллюстративных альбомов, школьных докладов, студенческих дипломных работ вплоть до диссертационных исследований. Это могут быть:
- выдающиеся общественно-политические деятели, представители науки, культуры и искусства, специалисты и производственники, религиозные авторитеты и др. известные личности;
- памятники архитектуры, культовые здания, надгробия на кладбищах, приватные дома, индустриальные и иные «рукотворные» объекты, содержащие национальный колорит;
- учреждения, предприятия, населенные пункты или районы с заметной долей немецкого населения в прошлом и/или настоящем;
- религиозные и иные общественные объединения с преобладающей или заметной немецкой прослойкой;
- личные реликвии: платки, крупорушки, столовые приборы, шкафчики... или старая библия, потрепанная книга, рукописная тетрадь, пожелтевшее письмо;
- семейные предания и хроники, включая разного рода рукописный материал, свидетельства дореволюционного периода, старинные фотографии, письма прошлых лет, документы межвоенного и послевоенного времени, авторизированные интервью и т.д.
- и множество иных сюжетов.

Конечной целью должны стать доступность и публичность - ведь сегодня практически каждый может без больших затрат разместить собранный материал в Интернете и дать таким образом возможность ознакомиться с ними любому заинтересованному лицу. Особенно важно запечатлеть и сделать доступными образы прошедшей эпохи – ведь визуализация исторического процесса позволяет оживить сухое изложение материала, наполнить прошлое живыми людьми. Прежде всего это касается такой национальности как немцы в России/СССР/СНГ, у которых вследствие депортаций и перманентных преследованей со стороны государственных органов бoльшая часть культурного наследия была планомерно уничтожена; безвозвратно пропало также многое из того, что имелось в личных библиотеках и архивах. Тем более важен в этом случае любой сохранившийся документ, любая фотография или рисунок, предмет обихода или книга, иллюстрирующие достижения, интеллектуальное развитие и просто жизнь наших предков.
Опыт массовой презентации такого рода исторических источников по немецкой тематике в определенной мере уже имеется, что наглядно показывает информативная страница Красноярского «Мемориала» (http://www.memorial.krsk.ru/) или «неофициальный» сайт поволжских немцев (http://wolgadeutschen.borda.ru/).

Желаю успеха Ассоциации в ее многообещающем начинании.

Др. Виктор Кригер, Семинарий по истории восточной
Европы при Гейдельбергском университете, Германия

С автором можно связаться по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Сайты: http://www.viktor-krieger.de http://wolgadeutsche.net/krieger.htm

Добавить комментарий

Комментарии может добавлять любой посетитель

Но если Вы зарегистрированы на сайте, пройдите сначала авторизацию


Защитный код
Обновить

  • Онлайн-галерея Леонида Брюммера brummer.kz
  • Всемирная выставка Экспо 2017 в Астане
Яндекс.Метрика