О проведении общенационального форума

Полагаю, в данное время членами немецкого сообщества сформировано общее согласие о проведении общенационального конгресса немцев Казахстана. К решению этой задачи мы шли долго, мучительно, преодолевая различные противоречия и сопротивление, но в сегодняшней фазе нашего диалога пришли к общему заключению о необходимости такого общенационального форума. Теперь на повестке дня вопрос: как провести это мероприятие с максимальной эффективностью, как добиться того, чтобы конгресс стал отправной точкой для развития немецкого движения.

Здесь уместен экскурс в историю проведения общенациональных съездов. Основными для дискуссий на конгрессах в начале 90-х годов были темы, связанные с выездом. Многие наши земляки и лидеры движения были категоричны, настроены однозначно на эмиграцию. В полемических выступлениях часто звучали слова: «ничего не надо делать, не нужно открывать никакие центры и немецкие дома, нужно лишь обеспечить все возможности для массового выезда в Германию – транспорт, условия для переселения и т.д.». Период, когда проводились первые общенациональные съезды, был драматическим. Однако постепенно температура конфликта и риторика менялись, и на конгрессах стала обсуждаться тема формирования и становления структуры общественной самоорганизации, создание ее материально-технической базы, условий для самофинансирования и поддержания самостоятельности общественного управления.
На конгрессах в 2000-х годах мы, не испытывая дефицита внимания со стороны немецкого населения, также решали вопросы, связанные с философией общественного самоуправления. Это был период, когда мы, с одной стороны, получали внешнюю поддержку, а с другой - была активна большая часть немецкого населения, которая интересовалась, переживала, заботилась о представлении интересов всех этнических немцев. Последнее десятилетие принесло нам новые вызовы времени - автономизация общественных организаций, резкое снижение общественной активности немецкого населения, замкнутость вокруг проектной работы, финансируемой Федеральным правительством Германии и ставшей по сути основой общественного движения немцев Казахстана. Решением общенациональных конгрессов общества были наделены материальной базой, имуществом, однако в настоящее время в некоторых региональных обществах произошел «отъем» имущества, общества лишились самостоятельности в ведении финансово-хозяйственной деятельности.
Есть слабые попытки возродить у населения былую активность, но в целом отмечается заметное ее ослабление. Об этом говорят данные социологических опросов и тот анализ, который мы проводим в рамках осуществления проектной деятельности. По нашим подсчетам, действующая сегодня структура общественной организации охватывает всего 10 процентов немецкого населения РК. Действительность такова, что из 180 тысяч немцев, проживающих в Казахстане, лишь 18 тысяч в той или иной мере являются получателями благотворительной помощи. Жизнь ставит на первый план материальное благополучие, и этот принцип существования становится превалирующим над необходимостью сохранения этнической памяти, национальной самобытности. Но может ли это нас успокоить, может ли это заставить нас согласиться с изменившимися реалиями?
На днях ко мне обратились представители одной из ведущих казахстанских телекомпаний с предложением участвовать в создании фильма о Бисмарке – уникальном политике, который, преодолевая непонимание и эгоизм разрозненных регионов, создал одно из сильнейших государств в Европе. В условиях раздробленности, разрозненности германских княжеств, слабой власти, отсутствии общенациональной идеи и каких-либо перспектив для немецкого мира он повел за собой огромный народ. Бисмарк осознал необходимость следования либеральным ценностям при условии верховенства общенациональных интересов. Масштабы нашей деятельности безусловно иные, однако определенную параллель с историческими событиями провести можно. И сегодня существует разрозненность и разногласия, утрата интереса к национальному единению, и как следствие – возникновение пропасти между народом и общественной организацией. Во многих малых регионах общественная жизнь практически затухает, однако новая форма взаимодействия центра с регионами, предполагающая координацию их работы с экспертами, показала наличие огромного потенциала, перспектив и возможностей. Встречи координаторов-экспертов из исполнительного бюро с людьми в малых регионах показали, что утверждение об исключительно низкой активности немецкого населения сильно преувеличено.
Удалось провести собрание с немцами в Кызылорде, где зарегистрировано 130 человек этнических немцев, в Актау, где насчитывается и компактно проживает 300 человек. Собрания показали, что многие люди интересуются общественной жизнью и готовы участвовать в самоуправлении этнических немцев. Также выявилось, что многие актуальные вопросы и перипетии нашей общественной жизни народу просто не известны. В этом можно винить кого угодно, но всегда надо начинать с себя: почему утрачен интерес к поиску национальной идентичности, отчего прервана связь с общественной организацией?
Трудно представить, что общественная жизнь должна формироваться кем-то со стороны. Но многие люди так и считают, что общественную жизнь им должен кто-то наладить, а они будут пользоваться открывшимися возможностями. В Европе жизнь социума такова, что практически все население активно занимается общественной деятельностью.  Отработав положенное время на производстве, люди участвуют в различных союзах, встречаются, общаются, не замыкаться только в плоскости «работа – дом». Есть иные, высшие ценности, и деятельность в общественной организации этнических немцев – окно возможностей, которое должно быть использовано.
В настоящий момент мы переживаем системный кризис в АООНК. Очевидно, что предметом разногласий является в основном бюджетное финансирование со стороны Федерального правительства Германии, споры о том, как лучше перераспределить имеющиеся деньги. Однако совершенно очевидно, что не это является основой, фундаментом общественной организации. Финансирование в рамках Программы является лишь поддержкой АООНК со стороны Федерального правительства Германии, а все остальное – это наша собственная жизнь, собственная стратегия и цели. И нам приходится противодействовать тому процессу, когда все замыкается только на проектах.
Системный кризис можно разрешить поиском тех здоровых сил, тех активистов, которым не все равно, что о нас будут говорить в Казахстане. Мы пережили разные фазы своего развития в структуре Ассоциации. Слышали предложения о том, что какие-то регионы надо закрыть, прекратить финансирование, распределить эти деньги по узкому кругу. Это все по сути своей является антиподом высшей цели и задач нашей самоорганизации. Не может немецкая община опуститься и руководствоваться только распределением благотворительной помощи, получаемой от Федерального правительства Германии.
Мы заявили о себе, и от нас многого ждет казахстанское гражданское общество, а также Федеральное правительство Германии, которое вот уже более 20 лет финансирует эту программу и полагает, что финансирование принесет положительные результаты в освоении родного языка, сохранении самобытной культуры, обеспечении самоуправления, самостоятельности немецкой общины, определении своего места, своего «я» среди народов, живущих в Казахстане. Также и правительство Казахстана, которое поддерживает национально-культурные центры через Ассамблею народа, через местные акиматы, ждет от нас значимых прорывных идей в организации моста, в первую очередь экономического, гуманитарного, между Казахстаном и Германией, ожидает большого вклада в реализацию гражданских инициатив, в проявление инициативы брать на себя многие государственные функции, касается ли это Немецкого тетра, школ, будущего немецкого языка, взаимодействия с другими  этническими группами. Ожидают, что в сфере наших интересов окажется пропаганда патриотизма, здорового образа жизни, семейных идеалов и традиций, которыми богата немецкая группа, ментально сохранившая в себе лучшие народные качества. 
Необходимо либо найти выход из системного кризиса, преодолеть негативное влияние и сформировать реальную систему взаимодействия со всем немецким населением. Либо официально объявить, что мы – группа людей, замыкаемся только на проектной деятельности, то есть становимся несамостоятельным безвольным придатком, с внешним управлением. Для нас решение о проведении конгресса - это определенная точка отсчета. Мы дошли до черты, когда нужно найти в себе силы преодолеть застой, и общенациональный конгресс должен содействовать в решении этих задач.
Происходящее в немецком сообществе – фаза развития, описанная законом Мерфи, согласно которому в любом общественном процессе наступают объективные периоды всплеска и спада активности. На юбилейном форуме немцев в 2014 году мы говорили, что есть прогрессирующий системный кризис, но не смогли изменить ситуацию, хотя за это время определенные усилия прилагались. Сегодня мы перешли к новой стратегии формирования бюджета проектной деятельности, в основе которой лежит программа действий каждого региона. Мы и впредь будем уделять самое пристальное внимание активизации немецкого населения, привлечению его к разработке реальных программ действий, рассмотрению тех возможностей, которыми располагаем. Это альфа и омега формирования нашей бюджетной стратегии. Мы и дальше будем двигаться в сторону увязывания результативности выполнения программ действий и результатов мониторинга, который мы проводим в каждом регионе. Результаты мониторинга становятся основой для определения динамики развития региона, целей, на которые необходимо направить финансовую поддержку. Нужно еще раз обратить внимание, что мы не являемся общественной организацией по потреблению бюджетных денег от Федерального правительства Германии.  Это помощь для самопомощи, это та поддержка, которая должна позволить нам развить инициативу, общественную самодеятельность и самостоятельность, вовлечь население в общественную работу.
Та дискуссия, которая идет среди учредителей, конечно, тревожит. Например, есть утверждение, что проектная деятельность должна финансироваться напрямую из Германии минуя представительскую структуру общественной самоорганизации. Совершенно очевидны мотивы таких предложений, и об этом много говорилось, в частности, мной на конференции учредителей. Это выхолащивание целей устава, уход проектного персонала от общенациональных идей. Естественно, проектный персонал, реализуя тот или иной проект, стремится выполнить конкретную задачу, но не может стать выше этого проекта, он им поглощен полностью. Однако национальные интересы должны превалировать над проектными задачами.
Сегодняшний мир развивается по принципу, согласно которому следование либеральным ценностям ставится во главу угла, достижение материальных благ становится определяющим. На практике мы видим, как государства лишаются своей самостоятельности, суверенитета, не вправе решать самостоятельно судьбу своего народа, являются сателлитами крупных образований. Наше общественное объединение и страны ЕС в неизмеримо разных «весовых категориях», однако последствия используемого принципа жизнедеятельности, философии развития везде абсолютно одинаковы.
 В настоящий момент мы находимся в очень ответственной фазе, где решается, возьмет ли верх благоразумие и высшие ценностные идеалы самоорганизации либо мы уступим настойчивому стремлению реализовать только проекты, станем беспомощным придатком к грантодающей организации. Я думаю, что у нас развернется горячая обширная дискуссия по обозначенным вопросам, что найдутся здоровые силы, которые развенчают сложившуюся практику превалирования узких интересов над общенациональными. Мы должны решить задачу совершенствования структуры Ассоциации. Семь лет назад была попытка приспособить устройство АООНК к действующему законодательству, которое предусматривает только две формы объединений: союз юридических лиц в форме ассоциации и общественное объединение физических лиц.
Союз юридических лиц, который мы создали, не оправдал своих надежд, поскольку в рамках действующей конференции учредителей в основном рассматриваются лишь вопросы, связанные с бюджетом программы. Апофеозом стала встреча с депутатами немецкого Бундестага, где была показана абсолютная незрелость организации, обратившейся к депутатам с проблемами, которые должны быть решены самостоятельно внутри общественной структуры. Как можно было предполагать, что кто-то придет и будет за нас решать насущные задачи? Депутаты Бундестага содействуют в выделении нам гранта, а как мы решаем вопросы самоорганизации - это сугубо наша забота и прерогатива. Эта жалоба обескуражила гостей, позволила считать, что у членов АООНК нет чувства собственного достоинства и ответственности перед своим обществом и народом. Нам, в одночасье утратившим уважение и доверие, поставлена задача провести так называемую консультацию с целью ликвидации внутри общины разногласий, что на самом деле является нашим внутренним делом.
Если мы не преодолеем системный кризис, то достойны жалости - не смогли при наличии реальных возможностей взять в управление собственную жизнь и передали полномочия формирования нашего общественного устройства. До этого инцидента считалось, что самоуправление налажено, что у нас здоровая организация и мы представляем группу людей, ответственных за будущее народа. Не извлечено важных уроков из этой ситуации, которая имеет свое продолжение и негативный резонанс. Также очевидно, что широко известные в стране гражданские инициативы, которые Ассоциация немцев продвигает в рамках взаимодействия с Ассамблеей народа Казахстана, по сути не опираются на поддержку регионов.
Эти и многие другие вопросы общественной самоорганизации необходимо решить, распутать этот клубок проблем на общенациональном конгрессе. Нужно определить, какова же высшая цель нашего союза, является ли единственной его задачей реализация проектов без соотношения с конечным результатом. Дать ответ, для чего реализуются проекты - для самих себя или для того, чтобы развивать общественную активность немецкого населения? В рамках такого взаимодействия формировать позитивную атмосферу, проводить определенную социализацию немецкого населения, направить усилия на привлечение его к общественной деятельности и реализации потенциала в рамках нашей структуры. Нам необходимо наладить диалог с национальной элитой, привлечь людей, которые имеют большой авторитет в нашей стране, являются ориентирами в гражданском обществе, представителей науки, учебных заведений.
Мне представляется, что это станет поистине форумом новых возможностей, и важно провести подготовку к нему не формально, а глубоко заинтересованно. Организовать общественные собрания в самых отдаленных уголках нашей страны, выдвигать людей в качестве делегатов для участия в форуме. Не может конгресс быть конгрессом проектных менеджеров, это должен быть конгресс народа - того народа, которому служит наша структура общественной самоорганизации. Народа, который получил финансовую поддержку немецкого Бундестага, оплатил это самой дорогой ценой - многими жизнями. Важно помнить об этом.
Надеюсь, что при наличии определенного противодействия нам удастся провести это знаковое мероприятие, которое привлечет внимание всего немецкого населения, будет иметь резонанс в государственных органах власти и управления, даст представление о внутренних процессах, протекающих в АООНК. Необходимо уйти от безразличия и узкогрупповых интересов, ликвидировать элементы застоя, реализовать скрытый потенциал и достойно представлять этнических немцев Казахстана, опираясь на их активность.

Материал подготовила Лариса Гордеева

25/04/16