Выступление на конференции «Председательство ФРГ в ОБСЕ: вызовы и возможности для укрепления доверия и взаимопонимания»

Уважаемая фрау Шимкорайт, уважаемый господин Кайзер, уважаемый господин Султанов, позвольте поблагодарить вас за организацию этой конференции, тему которой я нахожу весьма острой, злободневной, необходимой для обсуждения в современном гражданском обществе.

Роль Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в современном мире возрастает. На сегодняшний день практически свернуты партнерские отношения между таким влиятельным союзом государств как НАТО и Российской Федерацией, и потому ОБСЕ является сегодня единственной площадкой, на которой возможно и должно осуществлять диалог и находить решения по острым вопросам. В 2010 году Казахстан, будучи председателем данной организации, взял на себя роль оживить ее деятельность, после того как 11 лет страны-участники не собирались вместе. Будучи председателем ОБСЕ, Казахстан выбрал формат сближения позиций между главными мировыми центрами силы. На Астанинском форуме в качестве ключевых обсуждались темы, по которым, при наличии доброй воли, достижение компромисса между Востоком и Западом возможно. Ставилась цель найти точки соприкосновения, которые позволят заложить основы общей евразийской стабильности, благополучия и безопасности на обозримую историческую перспективу. Были тщательно исследованы возможности предупреждения конфликтов, управления кризисами, а также причины, препятствующие их эффективному разрешению. Особенностью форума стала демонстрация способности молодых государств СНГ влиять на процесс партнерства со старыми игроками.

В современных реалиях как никогда возрастает роль гражданского общества, его влияние на общемировые политические и экономические процессы. Тема эта невероятно объемная, в рамках сегодняшнего выступления вряд ли ее возможно охватить, поэтому остановлюсь на том, какую роль немцы-переселенцы и немцы Казахстана отводят гражданскому обществу. Мы, как известно, позиционируем себя как единое целое, поскольку очень тесны наши родственные, семейные и дружеские связи с почти 1 миллионом этнических немцев, проживающих в Германии. Поэтому мы очень переживаем из-за проблем, которые возникают в немецком гражданском обществе, одна из которых - миграционный кризис, который охватил сегодня всю Европу и по сути своей разделил гражданское общество на защитников и противников реализуемой миграционной политики. Однако Европейский Союз, провозгласивший верховенство таких ценностей, как права человека и приоритет гражданского общества, по-прежнему придерживается избранного пути.

Что на сегодняшний день подразумевается под понятием общества открытого и закрытого? Эти понятия введены британским ученым Карлом Поппером для описания социально-культурных политических систем, характерных для обществ на разных этапах исторического развития.  В работе «Открытое общество и его враги» Поппер писал: «Магическое, племенное или коллективистское общество мы будем называть закрытым обществом, а общество, в котором индивидуумы вынуждены принимать личные решения – открытым обществом». В закрытом обществе человек действует, слепо подчиняясь коллективу, тем традициям, стереотипам, которые поддерживаются и свято охраняются этим коллективом. В открытом обществе человек в своих действиях также ограничен нормами, законами, но эти нормы не предписывают ему, что делать, они предоставляют ему свободу выбора, возможность самостоятельно ставить цели и выбирать средства их достижения.  Закрытое общество не поощряет инициативу и предприимчивость людей. В открытом обществе человеку предоставляются права и реальная возможность рационально мыслить, творить, создавать новое. Существующая в открытом обществе конкуренция способствует быстрому его развитию, обновлению. Закрытое общество, напротив, малоподвижно, инерционно, находится в застое. 

В закрытом обществе существует очень жесткий репрессивный социальный и политический контроль. Все виды действий, не соответствующие принятым нормам, пресекаются, люди, совершившие их, наказываются. В открытом обществе запрет накладывается лишь на социально опасные, наносящие вред другим людям действия.  Человек может выражать свое несогласие с группой, при необходимости сменить место работы, выйти из религиозной общины, вступить в общественно-политическую организацию, то есть может выбирать ту нишу социального пространства, которая в наибольшей степени отвечает его личным интересам.

Для закрытого общества характерен религиозный или идеологический монизм, то есть господство определенной системы ценностей, которые не подлежат оспариванию или пересмотру. Открытое общество плюралистично, в нем всегда представлены различные идеологические, религиозные течения, субкультуры. А главное – в нем доминируют ценности свободы личности, приоритетности прав человека над правами государства, то есть ценности либеральные, ориентирующие людей на инициативу, личную ответственность и толерантность, терпимость к тем, кто сегодня придерживается иных взглядов и суждений. Открытое общество предполагает, что деятельность чиновников носит прозрачный характер, решения по всем вопросам жизнедеятельности принимаются путем открытого обсуждения граждан. Существует ли в реальности идеал открытого гражданского общества? Этот вопрос до сих пор остается открытым.

Полагаю, миграционный кризис отчасти возник в результате несогласованности позиции власти с гражданским обществом Евросоюза. Это привело к серьезным проблемам, на решение которых потребуются очень большие материальные ресурсы, нанесен ущерб целостности ЕС. В данное время руководство Евросоюза под воздействием гражданского волеизъявления находится в довольно сложном положении, и масла в огонь подливает война, которую ведет терроризм с государствами Европы.  Последний террористический акт в Бельгии унес жизни 32 человек, ранены более 300. Народы Европы находятся в страхе за будущее своих детей. Они опасаются стать жертвами терактов, переживают за утрату главных христианских ценностей на европейском континенте. А ведь именно христианские ценности консолидировали государства, легли в основу самобытной культуры и традиций народов, населяющих Европу. Выходом из положения может стать последовательная реализация принятых Евросоюзом уставных норм и философий развития европейского континента, уход от замалчивания проблем, возрождение в современной системе ценностей понятия «патриотизм».  

К слову сказать, именно этим качеством обладают немцы-переселенцы из России и Казахстана. Пройдя через тяжелые испытания, по сути геноцид, российские немцы не утратили способности проявлять солидарную ответственность и чувство патриотизма как любовь к своей стране, готовность к самопожертвованию ради ее блага. С этими качествами люди приехали в Германию – на родину, о которой долго мечтали и потому все, что там происходит, принимают близко к сердцу. Допускаю, что оценка российскими немцами происходящих в Германии событий и их реакция на данные события отлична от той, что распространена в большей части общества. Однако здесь также должен быть применим принцип толерантности, который является базисом демократического общества и предполагает терпимость к иному образу жизни, иным взглядам и суждениям.

Высказывание канцлера Германии Ангелы Меркель, что немцы-переселенцы являются большой выгодой для Германии, стало высочайшей оценкой того вклада, который внесли российские и казахстанские немцы в экономику Германии, в развитие гражданского общества. Переселенцы активны во многих сферах человеческой жизни, вносят большой вклад в укрепление межгосударственных отношений посредством принципов народной дипломатии. Германским обществом по достоинству оценен вклад отдельных личностей: высокую награду – Орден за заслуги перед Германией - получили от правительства ФРГ Герольд Бельгер и Альберт Рау. Переселенцы не только гармонично влились в немецкое общество, но и являются важнейшей его частью, генератором, благодаря которому создаются и укрепляются очень важные экономические, политические, социальные связи между нашими странами.

Материал подготовила Лариса Гордеева

31/03/16