Выступление на воркшопе по разработке единой Программы действий

Уважаемые дамы и господа, уважаемые коллеги, уважаемые гости! Позвольте приветствовать всех, кто нашел время участвовать в нашем воркшопе, проводимом на известных и применяемых нами принципах Мозгового штурма. В первую очередь хочу поприветствовать гостей из России - представительную делегацию во главе с Генрихом Генриховичем Мартенсом. Сегодня здесь присутствует Фаина Глазунова, Олег Штраллер, лидер молодежной организации Маргарита Бауэр, Георгий Классен (Алтайский регион), Елизавета Граф (Омская область), Беленина Ирма (Межрегиональный координационный совет, объединяющий центральный и южный регионы Российской Федерации). Также хочу поприветствовать участников форума из Кыргызстана - Маргариту Коптеву, Николая Шмидта, Елену Безроднову. Спасибо огромное представителям делегаций за готовность участия в нашем значимом событии, за желание представить свои программы действий, планы, размышления на злобу сегодняшнего дня.

В мае 2011 года мы провели Брейншторминг, результатом которого стала Программа действий АООНК. В программе были обозначены современные вызовы времени и проблемы, сделана попытка найти им решение. По прошествии 5 лет мы столкнулись с новыми вызовами времени, новыми проблемами, хотя и прежние остались столь же актуальными.

1) Современной проблемой номер один является незначительная активность немецкого населения в общественной деятельности. В связи с этим назрело понимание необходимости охвата всего немецкого населения программной деятельностью, осуществляемой нашими общественными организациями этнических немцев. Обсуждение данной проблемы ведется как с региональными объединениями, так и с грантодающей организацией Федеральным Правительством Германии, выражающим озабоченность по поводу недостаточного привлечения немецкого населения к общественной деятельности, а по сути своей к отсутствию солидарной ответственности за судьбу своего народа. По нашим оценкам, нам удается охватить около 10 % от общей численности немецкого населения, в каких-то случаях эта цифра больше, но по сути своей проблема очень острая, системная, и решать её необходимо всем миром. Данный воркшоп предусматривает обсуждение и поиск путей решения важнейших проблем – включение как можно большего количества населения в общественную деятельность, реализация принципа солидарной ответственности, взаимопомощь, взаимовыручка, являющихся базисом общины.

2) Второй системной проблемой, которую нам предстоит обсудить, является проблема общественной самоорганизации, общественного самоуправления. На сегодняшний день АООНК является единственной структурой, которая представляет в нашей республике этнических немцев. Результаты работы показывают, что что нам не удается охватить все немецкое население, численность которого в РК сегодня составляет 180 тысяч. И потому наша структура общественного самоуправления нуждается в модернизации, совершенствовании. Мы пригласили юриста, который на одном из наших пленарных заседаний представит проект Устава республиканского общественного объединения – как инициативу. Устав предусматривает воссоздание высшего органа общественного управления - Конгресса немцев Казахстана. В той правовой форме, в которой Ассоциация действует сегодня, невозможно включить (в правовом смысле) этот институт общественного самоуправления. АООНК, будучи суммой юридических лиц, оказалась неспособной представлять всё немецкое население, и нам нужно честно признать наличие этой проблемы. Результатом ее замалчивания, желания обойти станут последствия, которые негативно отразятся на жизни всех этнических немцев РК. Нам необходимо привлечь к участию в Конгрессе представителей всех отдаленных регионов, то есть представителей тех 90 процентов немецкого населения, которые мы не охватываем. Очень важно участие в этом Конгрессе национальной элиты, бизнес-сообщества, всех социальных слоев немецкого общества.

3) Третьей проблемой, которую хотелось бы обозначить, являются нарушения, допускаемые в процессе исполнения проектной деятельности в рамках программы Федерального Правительства Германии по поддержке немецкого меньшинства в РК. Нам необходимо рассмотреть и проанализировать опыт реализации проектов, результаты проверок аудиторской компании и замечания, которые высказываются посреднической организацией. Выявлены типовые ошибки, когда невозможно документально доказать целевое расходование средств. Данное положение дел ставит под сомнение нашу способность соответствовать требованиям грантодающей организации и, соответственно, международным требованиям. Необходимо решить, можем ли мы изменить сложившуюся ситуацию и выстроить отношения на основе четкого исполнения финансовой дисциплины и требований не только Федерального Правительства Германии, но и в целом международных правил исполнения заказа грантодающих организаций. В этом же контексте нам необходимо рассмотреть формирование бюджета программы поддержки, его исполнение, а также обсудить очень важный на сегодняшний день документ, регламентирующий принципы и основы взаимоотношений с каждым исполнителем гранта. Этот документ преследует цель упорядочить нашу работу в соответствии с правилами грантодающей организации.

4) Четвертой системной проблемой можно назвать формирование партнерских взаимоотношений между общественными организациями этнических немцев России, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана (если, конечно, представители общественных организаций немцев Узбекистана хотят и ищут возможности для развития партнерства). Проблема заключается в том, что при наличии стремления к взаимодействию мы столкнулись с новым вызовом времени, касающимся политического партнерства между Россией и Германией. Сегодня это партнерство переживает не лучшие времена. Ухудшается не только политическое, но и экономическое взаимодействие между Россией и Германией. Немецкие фирмы постепенно сворачивают свой бизнес в России. За 2015 год участие немецкого капитала (прямого или косвенного) в российских компаниях уменьшилось на 7 %, и это тревожная тенденция, которая безусловно оказывает влияние на перспективы сохранения и развития самобытной культуры российских немцев. Такие взаимоотношения между Россией и Германией нередко приводили к негативным последствиям, касающимся нашего народа. Возможно ли, что этнические немцы в очередной раз становятся заложниками международных отношений? На этот вызов времени мы должны найти компетентный ответ.

В рамках данного воркшопа мы проведем многосторонние дискуссии с целью синхронизации наших программ действий и укрепления взаимодействия как с регионами, так и с самоорганизациями России, Кыргызстана, Узбекистана. Альтернативы нашему партнерству нет, мы неоднократно заявляли о своей заинтересованности в его развитии, важном для наших приграничных территорий. Я имею в виду взаимодействие обществ немцев Североказахстанской, Костанайской, Акмолинской, Павлодарской, Актюбинской областей с близлежащими российскими территориями и местами компактного проживания немцев РФ. Мы накопили неплохой опыт приграничного партнерства, в частности, Павлодарского региона с Алтайским краем, с другими регионами РФ. Особые перспективы у нас есть во взаимодействии союзов немецкой молодежи Российской Федерации и Казахстана. Это подтверждает проведенный в Новосибирске молодежный форум, на котором принят целый ряд дальнесрочных проектов и программ. Необходимо дальнейшее слаженное глубокое сотрудничество на пользу всех этнических немцев, проживающих в наших странах.

5) Пятой проблемой, которую я хотел бы обозначить, является взаимодействие с соотечественниками, проживающими в Германии. Эта проблема приобретает новый характер и новое звучание на фоне развивающегося конфликта вокруг миграционного кризиса. В дискуссиях германского общества относительно проблем миграции существуют крайние позиции: с одной стороны, толерантное отношение к мигрантам и стремление внести свой вклад в дело их интеграции, с другой стороны - непримиримость, особенно обострившаяся после череды новогодних преступлений. Эта проблема не может быть для нас чужой, не может рассматриваться отстраненно. Мы единый народ, кровь от крови, плоть от плоти, и нам нужно найти ответы на этот вызов времени.

В целом наш форум - уникальная возможность всем миром обсудить проблемы, с которыми столкнулось немецкое сообщество, и очень важно провести конструктивный диалог, не срываться на крайние позиции. Необходимо в деловой атмосфере рассмотреть и найти решение указанных и иных проблем, которые, возможно, наше экспертное сообщество поднимет.

6) Безусловно, в ряду новых вызовов времени стоит проблема сокращения преподавания немецкого языка в нашей стране. В конце прошлого года была проведена конференция о проблемах языка, озвучена цифра: на сегодняшний день в Казахстане немецкому языку обучается всего 22 тысячи школьников - гораздо меньше, чем в прошлом году. Как представители гражданского общества мы не только вправе, но и обязаны реагировать на этот негативный тренд. Мы обращаемся к государственным органам, руководителям школ, общественным структурам, ко всему немецкому сообществу с призывом обратить внимание на существующее положение дел. Данное мероприятие, проводимое в форме Мозгового штурма, необходимо завершить принятием очень важного для нас документа - Программы действий. Эта программа должна предусмотреть ответственность всех общественных организаций за судьбу немецкого языка в каждом регионе.  Язык является средством коммуникации, основой для развития доверительных взаимоотношений, укрепления политического, социального, культурного, экономического, гуманитарного взаимодействия между Казахстаном и Германией, сохранения связей с соотечественниками.

Помимо обсуждения указанных проблем мы проведем встречи с экспертами, которые проанализировали изменения в действующем законодательстве, вступившими в силу с 1 января 2016 года. Это изменения, связанные с трудовыми отношениями между работодателем и работником, в благотворительной деятельности. Нами приглашена очень авторитетная аудиторская компания ТОО «МинТакс», которая сделала по нашему заявлению соответствующий анализ, и восемь академических часов будет посвящено новым статьям в законодательстве и деятельности нашей организации в контексте изменившихся правовых норм. Эта часть мероприятия очень важна, организована специально для всего нашего сообщества, проектных менеджеров, руководителей общественных организаций.

Со специально приглашенным юристом мы подробно поговорим об инициативе, связанной с принятием нового Устава республиканского общественного объединения. Это лишь возможность ознакомления с данной инициативой, никаких решений относительно Устава мы как организаторы не предусматриваем. Инициатива требует внимательного рассмотрения, осмысления и участия всего сообщества в экспертизе указанного документа.

Параллельно мы организуем встречу руководителей обществ этнических немцев России, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана с целью синхронизации наших программ действий, выработки общих позиций и новых способов взаимодействия. В рамках данного Мозгового штурма мы рассмотрим региональные программы действий. В прошлом году каждый из наших регионов представил свои уникальные программы, с которыми нам важно и интересно ознакомиться. На основе региональных программ сверстан наш общий бюджет, который мы успешно защитили на годовой конференции по планированию перед Федеральным Правительством Германии. У нас нет времени, чтобы делать подробную презентацию программ, однако о главных импульсах, идеях, инициативах мы хотим узнать, чтобы использовать их в практике других регионов.

В качестве нововведения отмечу внедрение принципа распределения ответственности среди экспертов исполнительного бюро. На них, помимо профильного направления, возлагается дополнительная ответственность за реализацию программ действий в регионах, укрепление взаимодействия и взаимопонимания с центром. Достижения на этом пути, как и возможные неудачи и поражения, будут персонифицированы, применимы к каждому из работников бюро. Эксперты закрепляются за определенным регионом с целью улучшения коммуникации и самое главное - содействия решению проблем, с которыми столкнулось все наше сообщество.

Наработать новый опыт взаимодействия исполнительного бюро и регионов очень важно, поскольку существующие взаимоотношения между центром и регионами не всегда развиваются в позитивном русле. Эта проблема поднимается, дискутируется. В частности, на встрече в октябре прошлого года с участием членов Федерального Правительства Германии, депутатов Бундестага был обнажен весь комплекс сложных противоречий между регионами и центром. Необходимо еще раз заострить внимание на том, что наши проблемы можем решить только мы сами, никто за нас не будет искать путей к урегулированию конфликтов. К этому же призывает и уполномоченный Федерального Правительства Германии г-н Х.Кошик в своем обращении от 15 января 2016 года. Неспособность поставить общие интересы выше личных только ослабляют нашу организацию и принижают ее авторитет. Главенствующей целью, во имя которой мы работаем, должен оставаться народ, который в конце концов и даст оценку роли каждого участника нашей деятельности.

В целом мы предлагаем провести данный воркшоп исходя из общей заинтересованности, общей ответственности за судьбу немецкого народа. Предлагаем провести его единой командой в режиме конструктивной деловой атмосферы.

С уважением, Александр Дедерер