Диалоговая площадка по сохранению немецкого языка

Проблемы и меры сохранения немецкого языка в Республике Казахстан обсуждались на конференции, прошедшей 10 декабря в Алматы. Организатором мероприятия выступила Ассоциация общественных объединений немцев Казахстана «Возрождение», пригласив к диалогу структуры, работающие в образовательной сфере непосредственно с немецким языком.

Уже на протяжении нескольких лет Ассоциация немцев выступает с инициативой популяризации немецкого языка в Казахстане, ведь положение некогда одного из самых изучаемых иностранных языков, сегодня выглядит удручающе. По словам Галины Слоновой, председателя Союза учителей немецкого языка в Республике Казахстан, в самом крупном педагогическом вузе КазНПУ им. Абая нет ни одного студента, который бы изучал немецкий язык в качестве основного, немецкий здесь преподают лишь как второй иностранный.

Сокращение немецкого языка в Казахстане объясняется рядом объективных причин, во-первых, массовым выездом немецкого населения (около миллиона) на ПМЖ в Германию, а также выделением английскому языку роли языка мировой глобализации. Подобные процессы, конечно, уже не изменить. Данный факт констатировали все участники круглого стола, но сохранить то, что осталось, имеет накопленные традиции и перспективы, необходимо. И способствовать этому может сохранение школ с углубленным изучением немецкого языка, или, как принято их называть, DSD-школ с возможностью получения немецкого языкового диплома (Deutsches Sprachdiplom).

По словам Фрауке Войч, методиста немецкого языка Центрального ведомства по системе зарубежного школьного образования, сегодня в Казахстане существует шестнадцать партнерских школ Федеративной Республики Германия в Казахстане. Школы постоянно оснащаются учебным материалом, преподаватели регулярно посещают курсы повышения квалификации в Германии и в Казахстане, в некоторых школах преподают учителя из Германии. В восьми партнерских школах есть возможность получения Немецкого языкового диплома. Преподавание немецкого языка в DSD-школах начинается с начальных классов, а обучение ведется как родному языку по специальной программе, где не только иностранный язык, но и такие предметы, как математика и труд ведутся на немецком языке. Заканчивая школу, ученики получают глубокие знания немецкого языка и имеют возможность сдать экзамен на получение немецкого языкового диплома. А он, в свою очередь, предоставляет возможность получить образование в Германии, исключая необходимость дополнительного доказательства знаний немецкого языка при поступлении в вуз.

По словам Зауреш Бейсембаевой, директора гимназии №18 г.Алматы, если раньше большинство учеников шли в вузы Казахстана, в основном в Казахстанско-немецкий университет и Казахский государственный университет международных отношений и мировых языков, то в последние годы больше половины уезжает на обучение в Германию и Австрию. Получив отличные знания немецкого языка в школах Казахстана, молодые люди без труда обучаются в Европе, получая востребованные на сегодняшний день профессии. Возвращаясь назад высококвалифицированными специалистами, они используют накопленные знания на родине. Поэтому вклад DSD-школ в развитие Казахстана сложно переоценить.

К сожалению, в 2013 году согласно единому учебного плану, который дается общеобразовательным заведениям, количество часов немецкого языка было значительно сокращено. DSD-школы пытаются восполнить недостающие часы за счет гимназического компонента и кружковой работы. Но если и в дальнейшем учебные планы будут разрабатываться без учета специфики школ, то на DSD-школах можно будет поставить крест.

Ирина Франц, эксперт по языковой работе Ассоциации общественных объединений немцев Казахстана: «В ноябре прошлого года Ассоциация немцев организовала круглый стол, на котором участникам была представлена «Программа популяризации немецкого языка в Республике Казахстан». Далее она была совместно доработана со всеми структурами, радеющими о сохранении и развитии немецкого языка, и представлена на Межправительственной казахстанско-германской комиссии в Астане 2013 года. Председатель АООНК «Возрождение» Александр Дедерер также встречался с вице-министром образования и науки РК Такиром Балыкбаевым, где представил свое видение сохранения немецкого языка.

Конференция в Алматы «Популяризация немецкого языка в Республике Казахстан» стала логическим продолжением инициативы Ассоциации в поддержку родного языка и, на мой взгляд, прошла результативно. Нам удалось привлечь к диалогу все структуры, которым небезразлична судьба немецкого языка. Как организаторы, мы ставили перед собой цель – совместно разработать конкретные меры или рекомендации по поддержке немецкого языка. Итогом конференции стали три основных решения, по которым мы и начнем нашу совместную работу.

Первое – содействовать наделению DSD-школ статусом специализированных школ, чтобы они сами смогли составлять свой учебный план и увеличивать количество часов немецкого языка. Второе – содействовать увеличению количества часов в учебном плане общеобразовательных школ, где еще изучается немецкий язык (от 2 до 4 часов в неделю). Третье – способствовать использованию на уроках немецкого языка учебного материала, какой учителя сами считают целесообразным, а не «спущенного сверху». Если нам удастся добиться решения хотя бы этих трех задач, это уже будет нашей победой. К сожалению, на мероприятии не смогла присутствовать Жаныл Жонтаева, директор Департамента дошкольного и среднего образования МОН РК. Некоторые вопросы при ее присутствии мы могли бы обсудить сразу же на конференции. В настоящее время инициативная группа, которую выбрали на конференции, готовит письмо в Министерство образования и науки РК, будем с нетерпением ждать ответа».

Олеся Клименко