Концепция

Соглашения о гуманитарном сотрудничестве между Республикой Казахстан
и Федеративной Республикой Германия

I.  Мировоззренческие и теоретико-методологические основания концепции перехода к новому качеству гуманитарного сотрудничества между Республикой Казахстан и Федеративной Республикой Германия.

 

За годы независимости в Казахстане сформировалась система рыночных институтов, обеспечивающая функционирование и развитие на принципиально новых основаниях экономики, финансово-кредитной сферы, внешнеэкономической деятельности; создана политико-правовая база, определяющая функционирование и совершенствование гражданского общества, политической системы и ее институтов; определена стратегия и программа действий на перспективу, обосновывающие и гарантирующие необратимый характер избранного направления преобразовательных процессов. Однако, оценивая достигнутое с точки зрения социальных параметров, повышения уровня и качества жизни людей, приходится констатировать, что политико-экономическое реформирование не привело еще к тому, чтобы социальная сфера стала пространством расширяющихся и развивающихся возможностей самореализации и самоосуществления каждого человека. Социальная политика государства по-прежнему руководствуется субсидиарным подходом к социальной сфере и не стала еще основным инструментом системного реформирования общества. Несоответствие между демократи-ческим вектором экономических и политических реформ и их социальной наполненностью со всей остротой и принципиальностью поставило вопрос о выборе иных оснований и содержания социальных преобразований, нового понимания целей и задач политики в социально-гуманитарной сфере.

Главной задачей социальной политики любого государства в современных условиях должна быть гуманизация социальных условий повседневной жизни людей. Философия качества жизни в конце XX века выходит на первый план в государственной политике и социальной работе. Сегодня более развитыми считаются уже не те страны, в которых выше доход на душу населения, а те, в которых созданы более благоприятные условия для развития и самореализации их граждан. В XXI столетии поиск альтернативных концепций социодинамики все ощутимее увязывается с разработкой таких критериев оценки результатов и направленности социального развития, в которых критически важную роль выполняют параметры «человеческого капитала», «социального капитала», «культурного капитала», «политического капитала» (степени доверия населения институтам власти), «уровня жизни» и «качества жизни». Общее благо, уровень и качество жизни людей, социальная защищенность граждан, их физическое и духовно-нравственное здоровье, расширяющиеся возможности самореализации личности, приложения ею своих сил, способностей и талантов становятся главной целью деятельности государства и универсальным критерием ее оценки обществом в целом и всеми его группами. При этом решающее значение имеют степень реального участия гражданского общества в производстве социальных решений, касающихся качества и уровня его жизни.

Таким образом, качество жизни становится как плацдармом и исходным пунктом, так и целью общественного развития, определяет его содержание, смысл, приоритеты, возможности, границы. Одним из важнейших ресурсов и стратегических направлений решения комплекса задач, связанных с повышением качества жизни, является международное сотрудничество в социально-гуманитарной области. Поэтому гуманитарное сотрудничество между Республикой Казахстан и Федеративной Республикой Германия объективно становится главным стратегическим приоритетом развития двусторонних отношений. Данным обстоятельством определена актуальность предлагаемой Концепции.

Сотрудничество в гуманитарной области имеет ту особенность, что трансформации общественных, экономических, политических институтов рассматриваются не с точки зрения их собственной, отчужденной от конкретной человеческой личности логики, но через призму их соответствия задачам удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей каждого гражданина государства. Гуманитарное сотрудничество непосредственно обращено к интересам и нуждам, чаяниям и потребностям отдельного человека и предполагает целостный, системный подход к решению проблем повышения материального благосостояния и улучшения социально-психологического самочувствия людей, обеспечения их социальной безопасности и создания всех необходимых социально-экономических и политических условий для самореализации каждой личности.

Чтобы сотрудничество между Республикой Казахстан и Федеративной Республикой Германия в социально-гуманитарной области было комплексным, адресным, высокоэффективным, необходим четкий ориентир в виде идеально-нормативной модели государственного устройства, воплощающего в себе основополагающие гуманитарные ценности и принципы. Такой моделью служит социальное государство. Социальное государство является наиболее эффективной системой обеспечения социальной стабильности, политической лояльности граждан, устойчивого экономического развития на основе органического соединения всех преимуществ рыночной системы хозяйствования и государственной системы регулирования на основе использования всех ресурсов в интересах человеческого развития, повышения качества жизни. Социальное государство как политико-правовой институт призвано гарантировать каждому гражданину достойный уровень благосостояния и качества жизни посредством создания адекватной юридически-правовой базы, ориентированной на человеческое развитие, осуществление контрольных функций над соблюдением равных прав и свобод граждан, повышение социальных стандартов профессионального и личностного развития человека, стимулирование социальной ориентации экономики и расширение функций саморегулируемых рыночных институтов. Социальное государство воплощает и реализует на практике фундаментальный принцип развития человека в его целостности на основе гармоничного сосуществования труда и капитала, индивидуальной свободы и социальной справедливости, индивидуализма и коллективизма, экономической эффективности и гуманизма. В таком контексте социальное государство, по словам Вилли Брандта, это не только наиболее эффективный инструмент социального и экономического развития, но и «институциональный гарант человеческого достоинства». Его главная функция состоит в достижении наивысшего уровня качества жизни и общего благосостояния граждан, не посягая на свободу самоутверждения человека, а, наоборот, создавая и расширяя для этого все необходимые социальные условия и возможности. Примером приверженности идее социального государства как безальтернативной модели собственного общественного устройства здесь служат скандинавские страны и Федеративная Республика Германия, в которой в соответствии с концепцией социальной рыночной экономики социальные программы и сегодня поглощают около половины национального ВВП.

Принцип социального государства закреплен в Конституции Республики Казахстан. Разумеется, в полном объеме модель социального государства основанного на принципах социально направленной и вместе с тем эффективной экономики, невоспроизводима в условиях догоняющей модернизации. Однако, как свидетельствует ход социально-экономических и политических преобразований в Казахстане, тенденция к становлению и развитию элементов, структур, принципов, механизмов социального государства является четко определенной. В этой связи для Казахстана чрезвычайно важен анализ уроков и применение опыта развития социального государства в других странах, прежде всего, в ФРГ, где, по оценке экспертов, социальное государство «стало самой совершенной системой социальной безопасности, какая только существует в мире». Этой цели можно достичь лишь на основе реализации совместных межгосударственных проектов и программ гуманитарного сотрудничества.

Анализ тенденций мирового развития свидетельствует о том, что в современном мире принципиальную трансформацию претерпевает ценностно-смысловой план социального существования человека; структуры взаимоотношения культур и цивилизаций; механизмы институционализации, регулирования и контроля социальных взаимодействий. Происходит смена самой парадигмы социального и культурно-цивилизационного развития, связанная с утверждением новых гуманитарных, экологических и духовно-нравственных приоритетов. Будущая цивилизация станет многоукладной и многоликой, сохраняя в своей культурной памяти и конвертируя в технологиях (промышленных и социальных) все многообразие цивилизационного опыта стран, регионов, народов. Современная социально-философская наука приходит к выводу, что кардинальный цивилизационный поворот гуманитарного типа будет основываться не столько на изменении характера и типа средств производства, сколько на становлении новых представлений о смысле жизни, новых приоритетов, идеалов и ценностей человека. Это, в свою очередь, означает, что не только развивающимся странам, но и развитым странам Запада также предстоит совершить серьезную реформацию системы общественных ориентиров и ценностей. Социокультурный опыт незападных стран реабилитируется в своей исторической и человеческой значимости. Поэтому можно предположить, что эти страны, в том числе и Казахстан, внесут существенный вклад в формирование образа будущего мирового сообщества.

Глобальные информационно-коммуникативные, торговые и финансово-экономические сети, раскинувшиеся поверх государственных границ и беспрецедентно расширившие сферу межличностных и межгрупповых контактов и взаимодействий, одновременно резко увеличили опасности и умножили риски отторжения, вражды, взаимной неприязни, неприятия, враждебного противостояния, взаимоотчуждения и т.д. различных социально-экономических и политических систем, культур и цивилизаций. В этих условиях замещение культуры конфронтации и конфликта культурой толерантности и компромисса, этикой сотрудничества и взаимопонимания приобретает императивное значение для самого существования общества. В этой связи неизмеримо возрастает роль гуманитарного сотрудничества между странами и народами для реализации оптимальной модели их социального, экономического, политического, культурного развития через «взаимное прорастание» гуманитарных структур, через гражданские инициативы, через информационную координацию, через интенсивные контакты граждан и общественных организаций. Именно двух- и многостороннее гуманитарное сотрудничество становится генератором и механизмом реализации структурных изменений современного общества в целом и его институтов. 

К настоящему времени в области гуманитарного сотрудничества между Республикой Казахстан и Федеративной Республикой Германия накоплен значительный положи-тельный опыт. Между тем потенциал взаимодействия двух стран в этой области далеко не исчерпан. Настоящая Концепция разработана с целью выведения сотрудничества Республики Казахстан и Федеративной Республики Германия в социально-гуманитарной сфере на новый уровень для более эффективного использования его возможностей на благо обоих государств и их народов.

II.  Политико-правовые предпосылки заключения Соглашения о гуманитарном
сотрудничестве между Республикой Казахстан
и Федеративной Республикой Германия.

В соответствии с Концепцией внешней политики Республики Казахстан развитие всестороннего сотрудничества с европейскими странами представляет для Казахстана стратегический интерес и относится к числу приоритетных направлений внешнеполитической деятельности. Страны Европейского Союза также уделяют особое внимание сотрудничеству в гуманитарной сфере с государствами Центральной Азии в целом и с Казахстаном в частности. Их консолидированная позиция отражена в документе «ЕС и Центральная Азия: стратегия нового партнерства», принятом на саммите Евросоюза в июне 2007 года. Вместе с тем в настоящее время в двусторонних отношениях Республики Казахстан с европейскими странами далеко не полностью реализуется потенциал гуманитарного сотрудничества.
Для заключения Соглашения о гуманитарном сотрудничестве между РК и ФРГ к настоящему времени имеются все необходимые политико-правовые предпосылки в виде ряда двусторонних и многосторонних межгосударственных договоров. К числу важнейших из них относятся:

­    Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Федеративной Республики Германия «О культурном сотрудничестве» от 16 декабря 1994 года;
­    Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Федеративной Республики Германия о сотрудничестве при поддержке граждан Республики Казахстан немецкой национальности от 31 мая 1996 года;
­    Стратегия нового партнерства между Европейским Союзом и Центральной Азией от 22 июня 2007 года;
­  Государственная программа Республики Казахстан «Путь в Европу» от 29 августа 2008 года (в особенности пункт 5.1.8. Расширение сотрудничества в гуманитарном измерении);
­    Совместное заявление о партнерстве во имя будущего от 3 сентября 2008 года;
­  Программа действий в рамках партнерства во имя будущего между Республикой Казахстан и Федеративной Республикой Германия от 7 мая 2009 года.

В перечисленных и других документах определены принципы, наиболее важные формы, стратегические направления и механизмы реализации сотрудничества двух стран в социально-гуманитарной сфере, заложена его политико-правовая основа. Новое Соглашение должно базироваться на достигнутых ранее договоренностях. Между тем необходимость дальнейшего развития гуманитарных связей, укрепления взаимопонимания и дружбы требуют разработки и принятия документа, отражающего комплексность задач гуманитарного сотрудничества Республики Казахстан и Федеративной Республики Гер-мания в новых исторических условиях.

III.  Социальные, экономические и культурные аспекты
необходимости заключения Соглашения

Важность расширения и углубления взаимодействия Казахстана и Германии в социально-гуманитарной сфере определяется не только геополитическим статусом двух стран, во многом определяющих развитие, соответственно, Центрально-Азиатского и Централь-но-Европейского регионов, но и крупными людскими резервами, наличием более чем двухсоттысячной диаспоры этнических немцев в Казахстане и многотысячной группы мигрантов из Казахстана в Германии. Привлечение этих групп населения в качестве моста гуманитарного сотрудничества между обоими государствами должно стать одним из приоритетных направлений межгосударственных взаимодействий.

Республика Казахстан является общепризнанным лидером по успешности процессов трансформации экономики и общества среди стран СНГ. Столь же неоспоримы лидирующие позиции Федеративной Республики Германия в создании наиболее эффективных структур социальной рыночной экономики и институтов социального государства. Необходимость принятия Соглашения о гуманитарном сотрудничестве вызвана важностью решения актуальных задач устойчивого внутреннего развития стран, реализации национальных приоритетов во внешнеполитической деятельности (Казахстана на европейском направлении и Германии на Центрально-Азиатском направлении), укрепления исторически сложившихся и налаживания новых культурных связей.

Расширение спектра направлений и форм сотрудничества Казахстана с Германией в сферах занятости, трудовой миграции населения, социальной, экономической, правовой защите и поддержки женщин, семей, детей, молодежи, малообеспеченных граждан, лиц пожилого возраста, инвалидов и иных социально уязвимых категорий населения, развития социальных услуг отвечает стратегической задаче социальной политики обеих стран – повышения качества жизни населения, сохранения и упрочения межэтнического и межконфессионального согласия, переход общества к качественно новому уровню консолидации.

Как Республикой Казахстан, так и Федеративной Республикой Германия накоплен позитивный опыт сотрудничества в социально-гуманитарной области на основе разно-форматных межгосударственных соглашений. В частности, Казахстан является одним из самых активных участников межгосударственного Соглашения от 26 августа 2005 г. «Соглашение о гуманитарном сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств». Предлагаемая Концепция Соглашения о гуманитарном сотрудничестве между Республикой Казахстан и Федеративной Республикой Германия станет логическим развитием усилий обоих государств, направленных на расширение и углубление международных контактов в гуманитарной сфере. 


III.  Цели и задачи Соглашения о сотрудничестве Республики Казахстан
и Федеративной Республики Германия в социально-гуманитарной области

Основными целями сотрудничества Республики Казахстан и Федеративной Республики Германия в социально-гуманитарной области являются расширение возможностей для человеческого развития посредством координации стратегических направлений социального и культурного развития двух стран, создания совокупности условий для укрепления сотрудничества и углубления взаимодействий в социально-гуманитарной сфере, исходя из приоритета общечеловеческих ценностей, руководствуясь общепризнанными    принципами и нормами международного права и с учетом национальных интересов и финансово-экономических возможностей Сторон.

Соглашение предусматривает разработку и реализацию межгосударственных целевых программ и проектов в социально-гуманитарной сфере, направленных на совершенствование и развитие механизмов сотрудничества двух стран в области культуры, искусства, образования, науки, социальной работы, библиотечного, музейного, издательского и архивного дела, информации и массовых коммуникаций, спорта, туризма и работы с молодежью; разработку и совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам взаимодействия в указанных областях.

Соглашением предусматривается развитие партнерских отношений между институтами гражданского общества Казахстана и Германии, что будет способствовать интеграции национальных институтов гражданского общества с международным сообществом, реализации социальных, культурных, научно-исследовательских, образовательных, информационно-просветительских и других проектов в контексте национальных интересов, развитию института социального партнерства.

Соглашением предусматривается расширение контактов по линии общественных  организаций двух стран, включая этнокультурные объединения, молодежные организации, научные сообщества и творческие союзы.

Важным направлением гуманитарного сотрудничества Республики Казахстан с Федеративной Республикой Германии является обмен опытом в создании эффективных механизмов обеспечения межэтнического и межконфессионального согласия, формирования культуры веротерпимости и толерантности.

Принятие и реализация Соглашения обеспечит выход Республики Казахстан на уровень стратегического партнерства в гуманитарной области с одной из наиболее развитых стран мирового сообщества.

IV.  Основные принципы гуманитарного сотрудничества Республики Казахстан
и Федеративной Республики Германия

Взаимодействие Сторон в социально-гуманитарной области основывается на следующих принципах:
­    приоритетность гуманитарного направления в системе двусторонних межгосударственных отношений;
­    право на достойную жизнь каждого гражданина государства;
­    экономическая свобода человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности;
­    равные возможности и недопущение любых форм дискриминации в сфере тру-да и занятости;
­  социальная, экономическая, правовая защита и поддержка женщин, семей, детей, молодежи, лиц пожилого возраста, инвалидов и иных социально уязвимых категорий населения;
­    равенство прав граждан на образование;
­    доступность в получении качественной медицинской помощи;
­    доступность жилья и жилищно-коммунальных услуг;
­    социальная справедливость и социальная солидарность общества;
­  участие граждан в управлении государственными и общественными делами и развитие социального партнерства;
­  всемерное поощрение активности институтов гражданского общества, направленной на повышение качества жизни различных групп населения;
­  свобода объединения граждан в национальные, межнациональные и международные организации с целью защиты своих экономических, социальных и культурных интересов;
­ культура диалога, толерантности и компромисса, ориентирующих на достижение согласованных решений;
­  уважительное отношение к традициям и культуре народов и всех этнических групп, составляющих население обоих государств;
­    расширение академической мобильности и экспорта образовательных услуг;
­    согласованная государственная миграционная политика на основе достижения соответствия объемов, направлений и структуры миграционных потоков интересам ми-грантов и принимающего общества;
­    обеспечение интеграции иммигрантов в общество и формирование к ним толерантного отношения;
­    мониторинг и эффективный контроль над исполнением принятых решений, договоренностей, программ и т.д. гуманитарного сотрудничества.
Указанные принципы обеспечиваются путем эффективного развития и использования человеческого потенциала, экономических ресурсов, применения рыночных механизмов регулирования экономики и демократических принципов социально-политического управления, основанных на совершенствовании социального законодательства и использовании современных технологий инвестирования в социальный капитал (программы в области образования, культуры, здравоохранения, науки), направленных на адаптацию различных целевых групп к условиям современной жизни.

V.  Ожидаемые результаты реализации Соглашения

Успешное осуществление Соглашения о взаимодействии Республики Казахстан и Федеративной Республики Германия позволит расширить возможности для человеческого развития и добиться повышения качества жизни граждан двух государств; расширить пространство межнациональных культурных контактов; добиться роста взаимопонимания и взаимного уважения между народами обеих стран.