Республиканский немецкий драматический театр

История немецкого театра в России, на территории Советского Союза и стран СНГ официально начинается  30 мая 1672 года, когда в летней резиденции царя Алексея I. Михайловича прошла премьера спектакля «Дела Артаксерса» на немецком языке.

В XVIII-XIX веках открываются сценические площадки в Санкт-Петербурге, Риге и Ревале. Во главе этих немецких театров стояли известные театральные деятели Европы: Иоганн Людвиг Бюхнер, Фридриx Марк, певица Мара, Фредерике Каролине Нейбер и многие другие. Зритель того времени знакомился с произведениями Шекспира, Мольера, Гете, Лессинга, Гольдони. Одновременно гастролировали по России и Прибалтике театральные коллективы Германии, а любительский театр под руководством Августа фон Коцубе в Ревале достиг небывалых успехов, что свидетельствует о высоком уровне этого театрального учреждения.

Период между двумя войнами двадцатого столетия представляется скорее капризным интермеццо агиттеатров АССР Немцев Поволжья и Украины, чем успешным развитием немецкого театрального искусства в СССР. По решению правительства в 1932 году открываются Академический немецкий театр и Государственный детский театр в Энгельсе, в 1935 году заявляют о себе колхозно-совхозные театры в Марксштадте и Бальцере на Волге. На Украине открылся Немецкий театр, существовавший на государственные дотации. Примечательно, что последний спектакль на сцене этого театра сыгран 22 июля 1941 года. Стоит еще упомянуть Немецкий рабоче-крестьянский театр в Одессе (1933), и Немецкий областной театр в Днепропетровске (1935). Всего перед началом Второй мировой войны в Советском Союзе наряду с многочисленными самодеятельными коллективами насчитывалось пять профессиональных немецких театров. В историю отечественного немецкого театрального искусства вошли имена актеров Николауса Бауманна, Леопольда Глэзера, Хилды Фабер и Курта Трепте. Немецкий государственный театр в Энгельсе играл мировую и отечественную классику (Мольера, Лессинга, Гоголя, Чехова), популярную русскую драматургию (Давурина, Фридриха Вольфа) и спектакли своих доморощенных авторов. Особенно успешно принимались зрителем спектакли по пьесам Андреаса Закса, тогдашнего заведующего литературной частью Энгельсского театра («Родной очаг», «Фритц становится героем»). В 30е годы этот театр выполняет еще и роль театральной площадки «Левой колонны» и тесно сотрудничает с режиссером Эрвином Пискатором и писателем Фридрихом Вольфом из Германии. В тесном сотрудничестве рождается спектакль по пьесе Ибсена «Нора, или кукольный дом», созданный усилиями актеров двух трупп. С началом Второй мировой войны немецкие театральные коллективы официально закрываются и прекращают свое существование.

Благодаря усилиям активистов из среды нашего народа в небольшом казахстанском рабочем городе Темиртау в декабре 1980 года открывается занавес нового Немецкого драматического театра послевоенного периода. Краткий экскурс в историю этого театра открывает возможность проведения параллели между Немецким театром довоенного и послевоенного времен: щедрый репертуар из классических и современных произведений (Лессинг, Шиллер, Дюрренматт, Брехт, Борхерт), российско-немецкой драматургии (А. Закс, А. Реймген, В. Гейнц, И. Лангеманн, П. Варкентин) украшает афиши молодого ансамбля. Имена актеров Катарины Шмеер, Марии и Петра Варкентин, Вальдемара Больца, Давида Шварцкопфа и режиссеров Эриха Шмидта, Булата Атабаева, Александра Гаана, как и зарубежных режиссеров Амелии Ниермейер, Дитера Вардетского становятся легендами театральной культуры нашего народа. Коллектив театра создавал не только спектакли, но и стоял во главе движения за восстаноновление исторической справедливости в отношении немецкого народа и за воссоздании исторической его родины - АССР немцев Поволжья. С переводом Театра в бывшую столицу республики Казахстан Алма-Ату начался новый этап в развитии национального театрального искусства. С одной стороны у коллектива появилась блестящая возможность самоутверждения в среде многонациональных театральных коллективов столицы, с другой возникли колоссальные проблемы, выразившиеся в отсутствии собственного здания и эмиграции части коллектива на историческую родину. По инициативе театра, содействии Министерства культуры Казахстана и финансовой поддержке правительства Германии при театральном институте им. Жургенова открылась первая немецкая театральная студия, которой умело руководил театральный деятель Германии Вернер Виера Брингель. Первый выпуск этой студии  пополнил ряды коллектива театра в 1996 году, второй выпуск (курс актерского мастерства под руководством заслуженного деятеля культуры Чеченской ССР Эриха Шмидта) пришел в театр в 2002 году.

Недавно театр открыл свой 35 театральный сезон и воистинну являтся центром европейской культуры в Казахстане. На протяжении всего этого времени театр борется за сохранение немецкого языка, театральной культуры и этическое воспитание своего зрителя, тщательно формируя репертуарную афишу, привлекая к сценическим постановкам современных режиссеров и авторов из-за рубежа, принимая участие во взевозможных международных фестивалях и конкурсах.

Благодаря помощи двух государств – Казахстана и Германии – театр пока еще живет полноценной творческой жизнью, пытаясь справиться с не менее сложными проблемами экономического и внутритеатрального бытового характера.

Роза Штейнмарк