Работать руководствуясь интересами народа

Темой сегодняшнего моего обращения является ситуация, сложившаяся в преддверии межправительственной Казахстанско-Германской комиссии. Ситуация, которую необходимо рассматривать в связи с проведенным общим собранием с населением Алматинской области, прошедшим 3 октября текущего года в Немецком доме. Прошедшее собрание еще раз подчеркнуло большую заинтересованность его участников в сохранении связей и проведении такой общественной работы, которая была бы на пользу всех этнических немцев.

Собравшиеся продемонстрировали огромный интерес к политической ситуации в Германии, очень живо обсуждались результаты выборов второго сената, позиция победившего партийного объединения и связанное с этим ожидание того, как далее Федеральное  правительство Германии будет выстраивать свои взаимоотношения с представителями немецкого меньшинства, в частности, в Казахстане. Большое внимание было уделено также отчету Ассоциации немцев о проделанной за прошедший период работе. В этой связи можно говорить о том, что явно существует потребность в более частых собраниях, более частых встречах и организациях дискуссий относительно сложившейся ситуации как по вопросам взаимодействия с правительством  Германии, так и по взаимодействию с правительством Казахстана, а также относительно тех дискуссий, которые идут в самой Ассоциации.

Первый вывод, который можно сделать, таков: существует огромная потребность, востребованность того, чтобы с людьми как можно чаще встречаться. И здесь я вижу одну из проблем, которые существуют в рамках нашей Ассоциации, - собрания в ней очень редки. И потому минимальны возможности, когда люди могут обсуждать, принимать участие в разработке каких-то стратегий, концепций и будущих перспектив. Я называю это проблемой номер один, которая привела к тому, что в данный момент существует нелицеприятная дискуссия в нашей Ассоциации, и главный предмет этой дискуссии – распоряжение  общественной собственностью, той собственностью, которая принадлежит людям, обществу. Для меня вообще не существует данной темы дискуссии, я не представляю себе, как можно распоряжаться или манипулировать общественной  собственностью. Это собственность, которая принадлежит народу, людям, и никаких манипуляций с этим субъектом не может быть. Несмотря на это некоторые  руководители общественных объединений считают, что это предмет для дискуссий, что возможно и должно обсуждать сложившуюся ситуацию. Тем более для меня важно, что Федеральное правительство Германии, которое уже много лет является нашим партнером, финансирует нашу работу, однозначно считает, что никакие манипуляции с общественной собственностью недопустимы. Однако в данное время существуют диаметрально противоположные мнения: первое - это мнение группы людей, в частности, представленное на общем собрании активистов Алматинского региона, заключающееся в том, что не может быть никакой манипуляции общественной собственностью. И другое - людей, утверждающих, что это допустимо и что такая манипуляция (продажа, в некоторых случаях вульгарная «прихватизация» общественной собственности) - это вопрос объективной необходимости, объективной реальности, что такие люди якобы облегчают участь сообщества, снимают с него ответственность за содержание имущества.

Скажите, к чему мы придем в результате такой дискуссии?  Последствия будут тяжелы, если мы забудем о главной, цементирующей идее нашей Ассоциации. Я утверждаю, что главной идеей Ассоциации является не только помощь Федерального правительства, но в большей, важнейшей степени – достойное позиционирование немецкого общества в казахстанском гражданском обществе. Мы реализовали много гражданских инициатив, в частности, внедрение  германской модели социальной поддержки, инициативы, связанные с принятием нового Казахстанско-Германского соглашения  о гуманитарном сотрудничестве, инициативы, связанные с защитой немецкого языка в Казахстане, ареал преподавания которого резко сокращается.

В данное время в школах немецкий язык преподается только как иностранный, и обучается ему не более 50 тысяч школьников. А ведь каких-то десять лет тому назад немецкий язык изучало около 500 тысяч школьников – и в качестве иностранного языка, и в качестве родного. Совершенно очевидно, что большое количество этнических немцев выехало, и потому многие участники большой дискуссии утверждают: немцы выехали, и поэтому преподавание немецкого языка сокращается автоматически. Но я не думаю, что это имеет прямую причинно-следственную связь, поскольку на Евразийском пространстве Германия сегодня является абсолютным лидером в экономическом и социальном плане. В Германии действует лучшая в мире социальная модель, и даже президент США Барак Обама стремится внедрить в американское общество некоторые  элементы этой модели, обеспечить около 5 миллионов бедных граждан медицинской страховкой. Задумайтесь: самая богатая страна мира лишь пытается приблизиться к социальной модели Германии, но даже эти попытки Сенатом США воспринимаются в штыки – считают, что модель по сути социалистическая.

На Евразийском пространстве Германия является государством, стабилизирующим  Европейский Союз, который сегодня является новым политическим образованием, по численности населения выходящим на второе место в мире, после Китая. И это политическое образование имеет большие амбиции, в частности, оно планирует выйти на первое место в мире по уровню социально-экономического развития и по уровню так называемого человеческого измерения. Союз претендует на создание самых лучших в мире условий для своих граждан. Естественно, роль немецкого языка меняется – она возрастает. В самой Европе жители многих южных стран - греки, испанцы, португальцы -сели за парты и стали изучать немецкий язык. Причина такова: в данных странах серьезный экономический кризис, высок уровень безработицы (например, в Испании 25%), и естественно, что люди устремляются туда, где есть работа, где высокий уровень жизни. Это показатель того, что превалирование экономики Германии на Евразийском пространстве совершенно очевидно, и недальновидно утрачивать позиции немецкого языка, что сегодня происходит в нашей стране.

Многие наши мероприятия связаны с популяризацией немецкого языка. Для этого нужны усилия многих участников, в первую очередь, представителей органов власти и управления. Мы ищем партнерства с Министерством образования, с рядом других министерств, и хотели бы в рамках предстоящего съезда учителей немецкого языка создать такую дискуссионную площадку, на которой можно было бы использовать весь потенциал, провести очередную мозговую атаку для разработки государственной программы популяризации немецкого языка. Федеральное правительство Германии выделяет средства для того, чтобы немцы могли сохранить свою самобытность, язык, культуру, традиции. Совершенно очевидно, что для Федерального правительства  немецкое меньшинство является на сегодняшний день фактором, который играет позитивную роль в межгосударственных отношениях. В частности, немецкое правительство часто подчеркивает, что немцы Казахстана являются мостом, связывающим два государства. Конечно, эта фраза цитируется изо дня в день, из года в год, но в ней – очень глубокий смысл, заключающийся в том, что 200 тысяч этнических немцев, живущих в Казахстане, тесно связаны со своими земляками, живущими  в Германии. Их сегодня почти 3 миллиона, из которых 1 миллион - выходцы из Казахстана. Это фактор, который имеет огромное значение для всей нашей страны, ведь почти у каждого жителя Казахстана близкие родственники, друзья или соседи, знакомые, сослуживцы живут в Германии. Это уникальная ситуация, роль немецкого меньшинства в Казахстане сегодня невероятно велика, мы являемся пионерами, продвигая гражданские инициативы так, чтобы принципы народной дипломатии выдвинуть на уровень международных отношений.

Если вернуться к теме бюджетного финансирования, то Федеральное правительство Германии поддерживает проекты, которые традиционно осуществляются нашей Ассоциацией, исполнительным бюро, в котором работают 12 человек - проектных менеджеров, организующих деятельность в рамках бюджетного финансирования. В целом мы одна команда, призванная соединить довольно сложные секторы - бюджетное финансирование от Федерального правительства и гражданские инициативы, которые никто не  финансирует. И в этой связи я хочу вернуться к общему собранию, которое прошло в Алматы. Естественно, держа отчет перед населением, я обрисовал в общем сложившуюся картину и задал вопрос людям, для которых мы работаем: как вы считаете, стоит ли нам заниматься внедрением европейской модели, Казахстанско-Германским соглашением о гуманитарном сотрудничестве, защитой немецкого языка, углублением культурного сотрудничества, вопросами народной дипломатии между нашими странами? Или, может быть, замкнуться в эгоизме только нашего этнического меньшинства? То есть получили мы 1 миллион 696 тысяч евро бюджетных денег – и стоит замкнуться лишь в дискуссии, как эти деньги поделить между собой? Здесь же я отвечал на этот вопрос так: консенсуса в делении бюджетных денег мы не достигнем никогда, поскольку каждый человек имеет свой интерес.
Престарелые говорят, что им желательно больше получить так называемой социальной помощи, люди среднего  возраста - что для них лучше создать рабочие места с хорошей заработной платой, желательно в немецких компаниях; молодежь ждет увеселительных, радостных мероприятий, где можно встречаться, танцевать, развлекаться.

То есть совершенно очевидно, что по использованию данного бюджета мы никогда не придем к консенсусу. В этой связи роль, которая возложена на исполнительное бюро Ассоциации, неблагодарная, критикуемая всеми. В регионах задают вопрос, зачем нам нужен такой аппарат, зачем нам такая строгая бюджетная дисциплина, зачем мониторинг, проверка достоверности расходования денег, международный аудит, зачем нам нужен статус крупной европейской организации. Есть и такие призывы, которые я называю примитивными: давайте вообще разделим бюджет и разбежимся. Все эти проблемы я выносил на рассмотрение общего собрания. И та дискуссия, которая развернулась по данному вопросу, меня успокоила. Все люди, всех возрастов и предпочтений, однозначно заявили, что нужна община, которая высоко котируется, достойно позиционирует себя в обществе, выступает инициатором многих прогрессивных идей.

Сегодняшний посыл к нашему сообществу заключается в следующем: мы должны руководствоваться интересами людей, а не узкогрупповыми эгоистическими интересами тех, кто утверждает, что все эти инициативы бессмысленны. Всех, предлагающих разделить бюджет и разбежаться, я называю временщиками. Они не оставят после себя ничего, кроме территории выжженной земли. Но придут другие люди, придет новое поколение, которое задаст вопрос: как могло случиться, что многие годы Федеральное правительство помогало и предполагалось, что община будет развиваться, а в результате  все пришло к плачевному результату? Взаимная война всех против всех чревата полным уничтожением того, что было сделано предыдущими поколениями. Нам всем необходимо  задуматься над происходящим, руководствоваться интересами нашего сообщества, преодолевать существующий негатив по поводу дискуссии, якобы бюджетные деньги делятся неправильно. На самом деле распределение бюджетных средств контролируется самим Федеральным правительством Германии, и примитивно полагать, что финансирующая сторона – будь то правительство Германии, Монголии или Буркина-Фасо - перестанет  их контролировать. Такого никогда не было и не будет. Любое правительство, выделяя деньги, их контролирует, мониторит процесс распределения и использования. И естественно, что деньги, которые выделяет Федеральное правительство Германии, оно не просто контролирует, но и увязывает с тем, как община развивается на пути исполнения миссии быть мостом, связывающим два государства.

Материал подготовлен Ларисой Гордеевой

Добавить комментарий

Комментарии может добавлять любой посетитель

Но если Вы зарегистрированы на сайте, пройдите сначала авторизацию


Защитный код
Обновить

  • Онлайн-галерея Леонида Брюммера brummer.kz
  • Всемирная выставка Экспо 2017 в Астане
Яндекс.Метрика