Концепция образовательной деятельности АООНК «Возрождение» 2010-2012 гг.

Концепция разработана Ассоциацией общественных объединений немцев Казахстана «Возрождение»

В разработке принимали участие:
- Южно-Казахстанский областной немецкий культурный центр «Возрождение», г. Шымкент;
- Карагандинское областное общество «Немецкий Центр «Возрождение», г. Караганда;
- Областное общественно-политическое общество немцев «Возрождение» г. Костанай;
- Павлодарское областное общество немцев «Возрождение», г. Павлодар;
- Общество немцев Жамбылской области «Возрождение», г. Тараз;
- Актюбинское областное общество немцев "Возрождение", г. Актобе;
- Алматинское культурно-этническое общество немцев "Возрождение", г. Алматы.

г. Алматы, мкрн. Самал 3 д. 9 «Немецкий дом»
Республика Казахстан, 050051
т.: + 7 727 263 58 01
т.: + 7 727 263 58 15
ф.: +7 727 263 58 19
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 


г. Алматы, 2010 год

Введение:
Ассоциация общественных объединений немцев Казахстана «Возрождение» (далее Ассоциация) являясь структурой гражданского общества, занимается сохранением и развитием языка, культуры и традиций немцев проживающих на территории Республики Казахстан.

Деятельность Ассоциации основывается на двухсторонние договоренности: «Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Федеративной Республики Германия о культурном сотрудничестве» от 16.12.1994 г. и «Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Федеративной Республики Германия по поддержке граждан Республики Казахстан немецкой национальности от 31.05.1996 г., утверждённого постановлением Правительства РК 19.03.1997 г. № 368.

Осуществляя свою деятельность более 20 лет, Ассоциация зарекомендовала себя как надежный и предсказуемый партнер Правительства ФРГ и Правительства РК. Это проявляется в доверии на исполнение государственного социального заказа со стороны Правительства Казахстана, а также в доверии на право получения ответственности за исполнение ряда социальнозначимых проектов со стороны Правительства Германии. Начиная с 2008 года, Ассоциация получила в доверительное управление социальные проекты, а также проекты в области культуры, следующим шагом в передаче ответственности должны стать языковые проекты.

Настоящая Концепция образовательной деятельности АООНК «Возрождение» (далее Концепция) разработана в соответствии с вышеназванными соглашениями, и соответствует Стратегии развития Ассоциации, Концепции сохранения и развития немецкого языка РК. А также способствует реализации ряда государственных программ: «Путь в Европу», «Ускоренного развития страны» и Программе действий в рамках партнерства во имя будущего между Республикой Казахстан и Федеративной Республикой Германия, одобренная указом Президента Республики Казахстан от «07» мая 2009 года № 802.

Структура Концепции:
1. Анализ образовательной деятельности АООНК «Возрождение»;
2. Цели и задачи Концепции;
3. Механизмы реализации Концепции;
4. Ожидаемые результаты;
5. Поэтапный план передачи языковых проектов;
6. Использованные материалы.

Анализ образовательной деятельности АООНК «Возрождение»
На сегодняшний день в Казахстане легко проследить снижение спроса на изучение немецкого языка во всех государственных учреждениях образования. Данный факт можно проследить, обратившись к статистике, которая выглядит следующим образом (на основании ответа Министерства образования и науки РК на запрос депутата Мажилиса Парламента РК):

- Среднее образование. В 2000 году количество школьников изучающих немецкий язык составляло 508 154 человека, в 2005 году количество составило 282 758 человек, в 2010 году количество школьников составило 82 397 человек;
- Высшее образование. В 2000 году количество студентов обучающихся по специальностям «050119 – Иностранный язык: два иностранных языка» и «050210 – Иностранная филология: немецкий язык» составляло 91 960 человек, в 2005 году – 33 399 человек, а в 2010 году – 13 965 человек.

При этом государственный образовательный заказ РК на подготовку кадров на 2009-2010 учебный год по специальности «050119 – Иностранный язык: два иностранных языка» составил 90 мест, а по специальности «050210 – Иностранная филология: немецкий язык» – 10 мест. Исходя из этого, можно говорить, что государственный заказ на лингвистов не способен оправдать естественную убыль специалистов, а также, учитывая, что каждые пять лет количество учащихся сокращается вдвое, можно сделать прогноз, что немецкий язык к 2020 году исчезнет полностью.

Все вышеназванные трудности исходят от неправильно сбалансированной государственной образовательной политики, которая делает перекос в обучении иностранным языкам в пользу английского (государственная программа «Триединство языков»).

На фоне происходящих государственных процессов, большую роль в вопросах сохранения и развития немецкого языка в Республики Казахстан должна играть структура гражданского общества, в лице Ассоциации общественных объединений немцев Казахстана «Возрождение». Структура Ассоциации представляет собой широко разветвленную, мобильную систему общественных объединений немцев, которые имеют богатый опыт исполнения государственных заказов Правительств ФРГ и РК.

На сегодняшний день заказ Правительства Федеративной Республики Германии на работу с немецкой этнической группой в Казахстане строится, в основном, на переносе ответственности за исполнение проектов с германского общества по техническому сотрудничеству Представительства GTZ Программы BMI в Центральной Азии на Ассоциацию. В связи с этим в 2008 году ответственность по финансово-хозяйственному управлению социальной работой была передана в ведение Ассоциации, в 2009 году была передана ответственность за исполнение работы в области культуры.

Оценки проделанной Ассоциацией работы неоднозначны, так как большое количество представителей этнической группы остаются не вовлеченными в деятельность общественных объединений, а те, кто имеют отношение к деятельности ОО, зачастую бывают слабо информированными обо всех инициативах (на это существует ряд объективных и субъективных причин). Но можно также отметить и положительные изменения, которые произошли с момента передачи ответственности – консолидация внутри структуры Ассоциации, повышение активности региональных обществ в борьбе за право исполнения государственного социального заказа РК, стала более прозрачной система финансовой поддержки немцев в Казахстане, возрастает инициатива со стороны сотрудников задействованных в проектах и т.д. Не менее важным является упрощение процесса подачи и обработки заявки, что в свою очередь, позволяет сконцентрировать внимание на содержании самого проекта, нежели на его оформлении.

Анализ показывает, что дальнейшая передача ответственности за исполнение проектов будет только способствовать развитию диаспоры проживающей в Казахстане, а также укрепит статус Ассоциации среди структур гражданского общества. Что в свою очередь скажется и на дальнейшем сотрудничестве с Правительством РК. После передачи ответственности за исполнение проекта «Языковые курсы», у Ассоциации появляется возможность реформировать систему финансирования, как самой структуры самоорганизации, так и системы проектного финансирования, а также будет способствовать созданию общественного финансового фонда при Совете немцев, по урегулированию внутренних вопросов региональных обществ немцев.

Основываясь на комплексное социологическое исследование адаптивных практик немцев Казахстана можно утверждать, проблемой большинства немцев остается невладение или слабое владение не только родным, но и государственным языком. Проведенный экспертами анализ указывает на необходимость реформации системы, форм и методов преподавания немецкого языка на базах ОО «Возрождение». А также рекомендуется Ассоциации совместно с заинтересованными сторонами разработать долгосрочную программу повышения уровня образования казахстанских немцев, так как немцы в Казахстане занимают одно из последних мест (примерно 5% немцев имеют высшее образование).

Осуществляемая в течение долгого времени работа в области преподавания немецкого языка, в основном для этнической группы, не создала условий для более благоприятной адаптации немцев в Казахстане, невзирая на колоссальные затраты. Фактически, сегодня можно констатировать незнание немецкого языка этнической группой. На это могли повлиять различные объективные и субъективные причины. Возможно, что на данную ситуацию могло повлиять слабое информирование населения, а самое главное родителей и молодёжи о перспективах изучения немецкого языка. Также, возможно, что на слабое владение немецким языком этнической группой повлияло не соответствие целей и задач предлагаемой программой обучения с целями и задачами, стоящими перед человеком в современном обществе. Для более успешной адаптации в казахстанском обществе современной молодёжи, с учетом идеи глобализации, необходимо знать как минимум один – два иностранных языка, не считая родного и государственного, что, по сути, не является сверхзадачей. Владение несколькими языками является показателем современного образования. Неслучайно 21 столетие объявлено эпохой многоязычных личностей и полиглотов. Можно сказать, что наступает «звездный час» в изучении языков, так как от владения языками во многом зависит профессиональная карьера жителя нового тысячелетия. Но, как уже упоминалось, современная государственная политика РК и проводимая работа по обучению немецкому языку при региональных ОО «Возрождение» пока еще не способны предоставить диаспоре такие возможности.

На сегодняшний день диаспоре необходимо создать условия для формирования международно-ориентированной личности. А это возможно только через акцентирование внимания образовательной политики Ассоциации на обучении подростков и молодёжи немецкому языку, а также поддерживая обучение еще одному или двум языкам, или же актуальным на сегодняшний день дисциплинам, где особое внимание необходимо уделить созданию качественных, научно-состоятельных учебно-методических комплектов на прочной концептуальной основе.

Первым шагом в достижении вышеназванной задачи стало формирование Школ национального возрождения при финансировании со стороны Правительства РК. ШНВ оказали поддержку деятельности всех этнокультурных объединений, но только в трёх областях. Параллельно этому Ассоциацией был разработан и внедрен в образовательный процесс молодёжи еще трёх городов проект «Школы факультативного образования». Данный проект исполнялся в 2010 году в качестве пилотного в г. Костанае, Шымкенте и Экибастузе. Новаторством данного проекта является, во-первых, внедренная новая методика преподавания государственного языка, учитывая европейский опыт. Методика разработана экспертами верховного комиссара ОБСЕ, специалистами Комитета по развитию языков МК РК, преподавателями казахского языка в воскресных школах при ОО «Возрождение» и казахстанскими лингвистами-казаховедами. Во-вторых, проект имеет двустороннюю поддержку со стороны Германского общества по техническому сотрудничеству Представительства GTZ Программы BMI в Центральной Азии и Комитета по развитию языков Министерства культуры РК. Финансовая поддержка составила 85% на 15%, но уже в этом году ожидается привести ее к 60% на 40%. В-третьих, проект способствует формированию инновационной образовательной базы при региональных ОО «Возрождение». В пилотной фазе своей реализации проект указал не имеющиеся недостатки, которые будут учтены при его продолжении. А высокий уровень владения языками учащихся Школ факультативного образования указывает на необходимость его широкого распространения в РК.

Совершенное владение этнической молодёжью своим родным языком должно открывать перед ней качественно новые перспективы, способствующие получения образования по гранту или по государственной программе «Болашак».

В качестве заключения по анализу ситуации необходимо выделить следующие моменты:
• Необходимо проводить расширенную информационную работу с родителями и молодёжью о перспективах изучения немецкого языка;
• Перенести центр тяжести языковой работы с этнической группой на детей и молодёжь, при этом максимально учесть реальные потребности в обучении родному языку старшее поколение;
• Увеличить процент этнических немцев в языковых проектах, тем самым охватить большее количество граждан РК немецкой национальности, тем самым создав условия для сокращения количества групп;
• По-возможности разработать и внедрить в образовательный процесс этнической молодёжи современные учебные пособия по немецкому языку;
• Повысить мотивацию этнической группы в обучении немецкому языку, через предоставление стипендии на обучение в Германии (возможно, использовать в качестве поощрения наиболее активных и способных слушателей);
• Развить коммерческие направления деятельности: лингвистические центры, коммерческий обмен студентами или коммерческое обучение в вузах Германии.

Цель и задачи Концепции
Целью Концепции является сохранение и развитие немецкого языка в Республике Казахстан, как одного из факторов сохранения национальной идентичности этнической группы, а также как одного из условий построения успешной карьеры для молодёжи.

Для достижения цели Концепции предусматривается применение следующих мер:
- увеличить процент слушателей немецкой национальности, принимающих участие в языковых проектах;
- проводить расширенное информирование этнической группы о перспективах немецкого языка в Республике Казахстан;
- организовать проект «Школы факультативного образования» во всех городах Республики Казахстан;
- содействовать популяризации образования с немецким языком;
- пересмотреть принципы и формы организации языковой работы и перенести центр тяжести языковой работы на детей и молодёжь;
- содействовать организации коммерческих групп при региональных общественных объединениях, а также для обучения молодёжи в вузах Германии;
- создать условия для предприимчивости и самодеятельности региональных обществ в контексте языковой и образовательной деятельности;
- организовать работу по модернизации и совершенствованию учебных пособий;
- содействовать получению лицензий на ведение преподавательской деятельности по изучению родного языка (необходимо получить возможность выдачи котируемых в Казахстане сертификатов, но только на некоторые проекты).

Механизмы реализации Концепции:
1. Установить тесное взаимодействие с государственными органами власти и управления для пересмотра статуса и роли немецкого языка в Республике Казахстан, что создаст условия для внесения поправок в государственные программы образования и развития языков РК, а также для внесения поправок в стандарты образования;
2. Пересмотреть основные направления обучения на немецком языке, которым занимаются ОО «Возрождение», расширить предоставляемые возможности обучения для молодёжи, тем самым придав новый стимул к изучению немецкого языка;
3. Необходимо создать группы слушателей немецкого языка при ОО «Возрождение», состоящие на 80% – 90% из лиц немецкой национальности, а 20% вакантные места для всех желающих, не противореча Конституции РК. Высвободившиеся после сокращения количества групп средства необходимо направить на изучение потребности населения в обучении на немецком языке, информирование о перспективах немецкого языка, разработку новых учебных пособий. А также рассмотреть возможность институциональной поддержки региональных общественных объединений немцев, что в свою очередь выведет общества из под прямой зависимости от количества курсов;
4. Расширение взаимодействия с образовательными заведениями Германии всех уровней для создания коммерческих групп, которые будут направлены на прохождение практики, обучения и повышения квалификации для преподавательского состава;
5. Необходимо установить тесное взаимодействие с государственными органами власти и управления с целью получения государственного социального заказа для сохранения и развития немецкого языка в Республике Казахстан. Причем стратегия республиканского государственного социального заказа должна быть взаимодополняющей стратегии государственного заказа на областном уровне;
6. Создание условий способствующих получению высшего образования для молодёжи, изучающей немецкий язык. Распространение опыта и практики реализации проекта «Школы факультативного образования» во всех городах Республики Казахстан;
7. Создание возможности лицензирования соответствующих государственным стандартам проектов, которые исполняют общественные объединения немцев, для возможности выдачи сертификатов государственного образца.
Например: проект «Школы факультативного образования». В рамках проекта создана сеть факультативных школ, классные комнаты оборудованы интерактивными досками, современным аудио и видео оборудованием. Занятия ведутся на базе компьютерных классов с применением современных программ и методик по обучению государственному, немецкому и английскому языкам, разработанных Комитетом по развитию языков МК РК, педагогическим составом АООНК «Возрождение» и экспертами Верховного комиссара ОБСЕ. На практике видно, что при прохождении полугодового курса, с применением современных методик обучения, молодёжь осваивает язык и начинает бегло говорить на них. Чтобы сделать этот проект более привлекательным в молодёжной среде, необходима выдача сертификатов государственного образца об окончании данной школы. Что подразумевает получение региональными общественными объединениями лицензии на данный вид деятельности.
8. Объединение усилий всех заинтересованных сторон (государственных органов власти и управления, структур гражданского общества и иностранных организаций-партнеров) для создания единой структуры образования на немецком языке, для сохранения и развития немецкого языка на территории Казахстана. Для этого необходимо создание единого координационного центра, который будет заниматься вопросами изучения опыта преподавания языков в Европейских странах и внедрения в казахстанское образование наиболее успешных моделей преподавания, развитием сетей с дополнительным или факультативным образованием на немецком языке, а также вопросами расширения детской языковой работы;
9. Расширенное информирование о перспективах образования на немецком языке с использованием средств массовой информации, теле- и радиопередач, а также интернет ресурсов, учитывая расширяющиеся взаимоотношения Казахстана и Германии. Отдельное внимание необходимо уделить информированию родителей, которые во многом определяют направления языкового развития детей и молодёжи;
10. Расширение партнерства с Германией через структуры гражданского общества – волонтерство, что будет способствовать более глубокому изучению опыта преподавания языков в Европе;

Ожидаемые результаты:
Реализация Концепции позволит создать условия сохранения и качественного развития немецкого языка для этнической группы, а также будет способствовать повышению его популярности, как внутри диаспоры, так и в стране в целом.

Решение вышеуказанных мер будет способствовать созданию оптимальных условий для качественного улучшения образовательной ситуации в диаспоре, а также повышению статуса немецкого языка, как одного из родных языков населения Республики Казахстан.

В целом Концепция будет способствовать:
- улучшению качества обучения немецкому языку при ОО «Возрождение»;
- формированию новой казахстанской элиты немецкой национальности со знанием нескольких языков;
- развитию самодостаточной этнической группы.

Использованные материалы
1. Курганская В.Д., Дунаев В.Ю. «Немцы Казахстана» // Комплексное социологическое исследование адаптивных практик немцев Казахстана, г. Алматы, 2008 г.
2. Ответ МОН РК на запрос депутата Мажилис Парламента РК, 2674-4-4610/02-2 от 3.06.2010 г.
3. Солонцова Л.П. «Казахстанская школа в эпоху глобализации: однобокая языковая политика» УДК 371.31 газета «Время» 21.05.2010г.
4. АООНК «Возрождение» Концепция сохранения и развития немецкого языка в РК, г. Алматы, 2010 г.

Добавить комментарий

Комментарии может добавлять любой посетитель

Но если Вы зарегистрированы на сайте, пройдите сначала авторизацию


Защитный код
Обновить

  • Онлайн-галерея Леонида Брюммера brummer.kz
  • Всемирная выставка Экспо 2017 в Астане
Яндекс.Метрика