Август 2016

12 Август 2016

Культура

Культура

Европа знакомилась с Казахстаном и казахами в XVIII-XIX вв. благодаря материалам экспедиций, переданным современниками языком искусства. Среди них немало было и немцев. Свидетельство тому рисунки, гравюры, литографии немцев Критофора Мельхиора Рота, Василия Ивановича Штернберга, Василия Фёдоровича Тимма, Рихарда-Карла Зоммера и др.
Немцы из числа людей умственного труда, депортированные в 1941 г. в Казахстан, отбывали «национальную провинность» на физической работе в сельском хозяйстве, промышленности, строительстве.
Возвращение выживших в свою профессию стало возможным с середины 1950-х гг.
В Казахстане жили и творили немцы-художники, скульпторы, архитекторы, музыканты, композиторы, исполнители.
В истории художественной литературы приоритетное место занимает деятельность художников КарЛАГа. Талант их не иссяк в тяжелейших условиях ссылки. Эти «узники кисти» создали художественную летопись депортации. Возможно, благодаря им, новые поколения немцев узнают о тех испытаниях, которые выпали на долю их отцов и дедов.
Произведения художников выставлены сейчас в государственных музеях и хранятся в частных коллекциях. Одними из наиболее ярких представителей художественного творчества КарЛАГа являются Ирина Борхман, Павел Фризен, Леонид Гамбургер, Адольф Пфайфер, заслуженный деятель искусств РСФСР Артур Фонвизен, Оскар Майер и мн. другие.
Особое место среди художников занимают Владимир Эйферт, Генрих Фогелер и Леонид Брюммер.
Депортированный в 1941 году в Карагандинскую область Владимир Александрович Эйферт еще в 1939 году стал членом Союза художников СССР, был директором Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина в Москве (1936-1939), с 1939 года – искусствоведом-экспертом Государственной Третьяковской галереи. С 1944 года он в городе Караганде, где он организовал и руководил изобразительной студией при шахте имени Костенко. Из нее вышел целый ряд профессиональных художников. Аналогичный вклад в развитие изобразительного искусства в Караганде внес и Павел Фризен. Среди их учеников был и Гюнтер Гуммель, чьи скульптуры и памятники по сей день украшают улицы Караганды. Кисти Гюнтер Гуммеля принадлежит серия рисунков, посвященных его периоду прибытия в трудовой армии в шахтах.
Трагична судьба художника Генриха Фогелера, высланного из Москвы и умершего в далеком селе Корнеевка от голода и болезней. Он являлся одним из основателей Ворпсведской колонии художников (Германия), ярым сторонником октябрьской революции, оставившим замечательных след в культурной жизни казахстанского города.
Ассоциацией немцев и Посольством Германии в Казахстане были поддержаны проекты, связанные оцифровка картин и созданием электронного каталога Леонида Брюммера в Таразе и каталога картин Брюммера и Владимира Эйферта в Павлодаре. Создан сайт-галерея удивительно светлых картин Леонида Брюммера, где можно ближе познакомиться ближе с его творчеством и увидеть около 1000 работ, которые он оставил в дар городу, где и по сей день работает музей им. Леонида Брюммера, постоянно меняя экспозиции с картинами художника. А Посольство Германии в Казахстане поддержало оцифровку картин немецких художников, хранящихся в Карагандинском областном музее изобразительных искусств, всего более 250 полотен.
Из различных форм духовной культуры для казахстанских немцев всегда было ближе музыкальное творчество. Репрессированные немцы, имевшие музыкальное образование, способствовали становлению музыкального образования в послевоенном Казахстане. Преподаватели многих музыкальных школ в Республике были немцы. Это и Рудольф Рихтер, сестры Вильманн, Вальтер Роот, Отто Узинг, Арнольд Винтерголлер, Егор Конради, Александр Шиллер и мн. др.
Гильда Эрнестовна Кроммер была одним из создателей Павлодарского музыкального училища.
Возрождение музыкального творчества началось с участия в сельских кружках художественной самодеятельности и выросло в ряде случаев до самодеятельных и профессиональных коллективов. Это открыло возможность немецким композиторам быть представленными широкой общественности. Это были как множественные семейные коллективы, где ввиду довольно скромного нотного материала практически каждого тогда можно было отнести к композиторам-аранжирощикам. Старейшиной немецкого фольклора в Казахстане был Эмануэль Шиллер. Закончив в Павлодаре дирижерско-хоровое отделение, там же преподавал и руководил одновременно в течение 30 лет русским хором Павлодарского тракторного завода. Им же в 1974 г. был создан первый большой самодеятельный ансамбль Ehrengold, состоящий из хора и танцевальной группы. Этот ансамбль был удостоен небывалой для советских немцев чести – выступить на 12 международном фестивале молодежи и студентов в Москве.
Исследователь и собиратель немецкого фольклора Иоганн Виндгольц родился в 1941 г. Куст.области, учился в Караганде и Алма-Атинской консерватории, защитил в Ленинграде кандидатскую диссертацию по теме «Фольклорная группа в национальной традиции». Написал 20 научных статей, опубликовал 50 газетных статей. Принимал участие в многочисленных радио- и телепередачах, посвященных народной музыке.
Среди композиторов выделяется Оскар Гейльфус, который с раннего детства проявил себя как талантливый органист и пианист. Окончил и преподавал в Алма-Атинской консерватории. В отличии от многих деятелей науки и искусства О.Гейльфус никогда не скрывал своих этнических корней, что нашло яркое отражение в его творчестве, в котором немецкая тематика занимает значительное место. Кроме того из-под его пера вышли как многочисленные оратории, либретто, так и три симфонии, два фортепианных концерта, концерты для органа и тромбона, немецкие детские песни, опера и др.
Важно упомянуть и композитора-песенника Фридриха Дортмана из Ачинска; скрипача и дирижера лагерного оркестра, педагога, композитора, члена Союза композиторов Артура Меттуса из Павлодара; одного из немногих композиторов среди немцев Казахстана послевоенного периода, преподавателя композиции в музыкальной училище Петропавловска Роберта Денгофа и др.
В 1965 году при музыкальном училище  Темиртау был создан самодеятельный симфонический оркестр. Его руководителем и дирижером стал композитор и аранжировщик Георг Кляйнман. Неоднократно дирижировал  концертными программами Карагандинского симфонического оркестра. Он много и плодотворно работал с Немецким театром, готовя для них музыку к спектаклям. Также с театром работал Эдуард Шмидт Его профессиональная композиторская техника помогла создать много произведений к детским спектаклям.
В 1960 году ЦК Компартии и правительство Казахстана приняли решение о создании немецкой фольклорной группы при Кустанайской областной филармонии. Руководил ей Николай Бауман, популярный актер Немецкого театра в Энгельсе. Но некоторое время спустя группа была распущена. По подобию русского Ансамбля пенсии и пляски при Карагандинской Филармонии 5 декабря 1968 года был создан единственный профессиональный немецкий эстрадный ансамбль Freundschaft. Ансамбль пользовался большой популярностью у немцев и всего населения, много гастролировал.   
В разные годы были созданы немецкие фольклорные и танцевально-песенные ансамбли – «Эренгольд» («30 лет Казахстана» Павлодарская область), эстрадный ансамбль «Югенд» (Южно-Казахстанская область), народный ансамбль «Лолеляй» (с. Мерке Джамбульской области), «Клингенталь» (Целиноградская область), фольклорный ансамбль «Эрбе» (с. Майоровка Карагандинской области, с 1963 г.), духовой оркестр (Тургайская область), «Иммертруф» (Кустанайская обл.) и др.
В 90—е годы популярностью пользовались ансамбли: народный фольклорный ансамбль «Einheit» - г. Семипалатинск (был на открытии Немецкого дома, основатель известная певица общественный деятель Эльвира Мут), народный ансамбль «Volksquelle» (г. Караганда), вокальная группа «Виталине» (г. Кокшетау), вокальная группа «Volksstimme» (г. Темиртау), коллектив «Zauberklang» (г. Павлодар), хор трудармецев «Späte Blumen» (г. Астана) и др.
Показательным творческим коллективом был камерный молодежный хор немецкого отделения музыкального колледжа г. Рудного, руководитель и дирижер Д.Д. Гартунг.
С 1988 года в Казахстане стали регулярно проводиться фестивали, Дни немецкой культуры, как республиканского, международного, так и регионального уровней.  Два первых Всесоюзных фестиваля немецкой культуры были проведены по инициативе и при организации Немецкого драматического театра в Темирату и Алматы при непосредственном активном участии культуртрегера Якоба Фишера.
Эти традиции продолжаются и сейчас в виде фестиваля Begeisterung, конкурса молодых исполнителей Neue Namen. В своей работе общества немцев на сегодняшний день постоянно сталкиваются с нехваткой профессиональных кадров, многие инициативы осуществляются практически на общественных началах.
Заметно возрос интерес к национальному культурному наследию и его закреплению в виде выставок, музейных экспозиций. Наиболее широко немецкая тема представлена в Лисаковском музее истории и культуры Верхнего Притоболья Костанайской области. В 1995 году музей начал целенаправленно изучать историю и культуры немецкого этноса Притоболья. Коллекция, собранная в окрестных селах насчитывает более 1000 предметов. Немецкая тема также представлена в Восточно-Казахстанском областном архитектурно-этнографическом музее, где в конце 1990-х годов были подготовлены 4 передвижные выставки про немцев, разработаны просветительские лекции для молодежи и школьников. Создаются небольшие музеи и силами энтузиастов, таким, например, является Немецкий этнографический музей в Петропавловском экономико-техническом образовательном комплексе, созданный в мае 2003 года. Во многих обществах немцев, а также сельских филиалах центров встреч, существует музейные уголки.

Read more

Печать и слово немцев Казахстана

Печать и слово немцев Казахстана

Возрождение немецкоязычной культурной жизни в общественном пространстве началось с радиопередач в 1958 г. Именно тогда в радиоэфире появляются еженедельные передачи на немецком языке для жителей республики. Первым заведующим немецкой редакции был И.Я. Гальман, журналистом П.П.Май. Особой популярностью пользовались радиоконцерты по заявкам и небольшие рассказы сатирического характера на одном из диалекто¬в  – шванки, публиковавшиеся в газетах.
Сначала на Алтае, затем в Москве, а с 1 января 1966 года и в Казахстане появляются газеты на немецком языке. Газета Freundschaft, выходившая в Целинограде, была единственной на тот момент ежедневной немецкой газетой в СССР. С газетой тесно сотрудничали российско-немецкие поэты и писатели.
Газета Freundschaft, бесспорно, сыграла огромную роль в возрождении, развитии и становлении самосознания российских немцев. В 1980-е и 1990-е годы, период гласности и перестройки, публикуются материалы о депортации, трудармии и дискриминации немецкого народа по национальному признаку, о том, о чем раньше принято было молчать. Благодаря газете немцы стали больше узнавать о своем трагическом прошлом, о зарождающемся движении за восстановление государственности и реабилитацию российских немцев.
В 1991 году Freundschaft преобразована в «Общую газету российских немцев», а затем в «В общую немецкую газету» - Deutsche Allgemeine Zeitung, единственную центрально-азиатскую газету на немецком языке, выходящую еженеждельно. В 2001 году передана в доверительное управление Ассоциации «Возрождение». Газета финансируется из государственных средств РК.
В 1966 году в издательстве Казахстан также создается Немецкая редакция. 1966 - 1992 гг. она выпустила 180 книг и брошюр. Это были и произведения немецких авторов, пропагандистские публикации и переводы на немецкий язык с других языков. Здесь публиковались А.Раймген, Н.Пфеффер, А.Дебольский, Ф.Больгер, Г.Бельгер, А.Закс, Н.Ваккер, Р.Пфлюг, И.Варкентин, Д.Вагнер, К.Эрлих и мн. др. Один из примеров - трехтомник «Антологии советской немецкой литературы», который вобрал в себя произведения трех поколений писателей и поэтов советских немцев. На протяжении многих лет издавался немецкий литературно-художественный и общественно-политический альманах Heimatliche Weiten и альманах Phönix. Долгие годы редактором был одна из знаковых фигур в литературе немцев Казахстана Герольд Карлович Бельгер.
В 1989 году по решению ЦК Компартии Казахстана на республиканском телевидении создается еженедельная программа на немецком языке Guten Abend! Многие годы ее лицом, руководителем и ведущей была Роза Штайнмарк, литературный редактор Немецкого театра в Казахстане. В 1992–1994 гг. при поддержке правительства Германии редакция получила профессиональное монтажное оборудование и съемочную аппаратуру. В телепередаче Guten Abend! освещались жизнь немцев в Республике Казахстан и общие вопросы развития страны; показывались интервью и встречи с интересными людьми: композиторами, писателями, художниками, представителями самодеятельного творчества, актерами, политиками, предпринимателями и др. Съемки проводились в Казахстане, Кыргызстане, России и Германии. Под рубрикой «Острова надежд» шел цикл передач из немецких национальных районов. Были подготовлены серии передач о Немецком драматическом театра в Казахстане, совместно с Бельгером Г.К. передачи о российско-немецких писателях. С 4 сентября 2008 г. все программы на национальных языках на телеканале «Казахстан» объединены в один телепроект «Мой Казахстан» и выходят на казахском языке с субтитрами на русском языке.
После провозглашения суверенитета Казахстана немецкие общественные организации проводят самостоятельную информационную политику, создали свои печатные и электронные СМИ. Газета DAZ публикуется в электронном виде на одноименной интернет-странице, выходит в pdf-формате. У некоторых областных обществ немцев есть свои интернет-сайты: Павлодар, Актобе, Тараз, Талдыкорган. Ассоциацией немцев Казахстана создан портал «Электронное самоуправление этнических немцев», где аккумулируется информация о немцах Казахстана, о деятельности всей Ассоциации. Идеал, к которому стремится Ассоциация, – это объединение всех немцев, проживающих в Казахстане, в единое интернет-сообщество. То есть создание единой информационной площадки, чтобы посвятить всё сообщество в остроту существующих дискуссий, привлечь как можно больше людей к самоуправлению, к диалогу.

Read more

Трудовая жизнь немцев Казахстана в годы войны и экономических преобразований (1941-1964)

Трудовая жизнь немцев Казахстана в годы войны и экономических преобразований (1941-1964)

Подавляющее большинство «местных» немцев были сельскими жителями и продолжали оставаться ими. Накануне войны многие немецкие колхозы в Казахстане отличались высокими производственными успехами. В селах «местных» немцев в годы войны председатели колхозов и специалисты продолжали работать по специальности. Несмотря на приток населения в 1941 году кадров остро не хватало. Зимой 1942 г. начали готовить механизаторов из числа женщин и учащихся старших классов. Призыв немцев-колхозников в Трудармию, мобилизация технических средств сказались на и без того ослабленных хозяйствах. В целом сокращалась посевная площадь, падала урожайность, продуктивность ферм стала критически низкой. Люди пошли на ненормированный режим труда в полном смысле этого понятия – от зари до зари, а если требовалось, то и круглосуточно. Трудились все – старики и дети, больные и инвалиды. Широко применялось совмещение должностей. До минимума сократили управленческий аппарат. Было увеличено количество минимума трудодней колхозников с 80 до 120 в год. Не выработавшие карались исправительно-трудовыми работами до 6 мес. по решению суда. Помимо этого постоянно шел сбор вещей и денег для фронта, раненых, детдомов и пр. Спускались разнарядки, об обязательном выполнении которых требовались ежедневные доклады. И люди не возражали, «отдавали все Родине, которая их сильно обидела, поставив в униженное положение неполноценных, ущербных граждан, обязанных являться в комендатуру, отмечаться и спрашивать соизволения отлучиться из села даже не надолго, даже в соседнее село по крайней необходимости или неотложному делу».
Первое послевоенное пятилетие на селе мало чем отличалось от военного лихолетья. Мобилизованные в Трудармию крестьяне продолжали оставаться на стройках, промышленных предприятиях, в шахтах. Если в годы войны чрезвычайные меры были населению понятны, то их сохранение после победы становилось причиной общественного недовольства. Принятым 31 мая 1947 г. постановлением практика военных лет, установившая повышенный обязательный минимум трудодней и судебную ответственность за их невыполнение, была сохранена и в последующие годы (до 1962 г.).
Несмотря на тяжкие условия жизни и труда, сельское население порой добивалось необычайно высоких результатов. Даже есть случаи получения правительственных наград и званий Героев соц.труда. (Примером успешной работы служит 18-летний Петр Абрамович Шмидт, который находился на учете спецпоcеления как местный немец. Работая пастухом в колхозе «Богатырь» Павлодарской области, он добился лучшего среднесуточного привеса животных и в 1948 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1949 г. за успехи в животноводстве удостоен звания Герой Социалистического Труда и ордена Ленина. Житель с. Петерфельд Северо-Казахстанской области тракторист и комбайнер Христиан Готфридович Шварц трудился в колхозе с 1930 г. В 1950 г. за сезон он намолотил свыше 12 тыс. ц зерна. За рекордные показатели его наградили орденом Трудового Красного Знамени, а в 1952 г. удостоили звания Герой Социалистического Труда. В годы освоения целинных и залежных земель Шварц работал так же высокопродуктивно и был удостоен ордена Ленина (1956)).
Поднятие целины во многом изменило экономику и ритм жизни казахстанцев. Немецкие колхозы и совхозы смогли, несмотря на сложные условия зоны рискованного земледелия, добиться стабильных урожаев и благополучия, стать колхозами-миллионерами. Особо стоит упомянуть колхоз им. 30-летия Казахской ССР Павлодарской области под руководством Якова Геринга. Этот колхоз был известен на весь Советский Союз. Он стал показательным в экономическом, земледельческом и животноводческом развитии. Ветровая эрозия в 1955, 1962, 1963 и 1965 гг. уничтожила посевы и поставила под угрозу животноводство. Потребовались кропотливая работа и неординарные решения для спасения земельных угодий: снегозадержание, отказ от зяби, использование многолетних трав для закрепления и рекультивации плодоносного слоя почвы, использование пищевых отходов для свиноводства, заготовка силоса. Стабильных урожаев удалось добиться, используя систему искусственного орошения с использованием подземных вод и применением дождевальных установок. Урожай кукурузы со временем был доведен до 60–70 ц зерна в початках и 500-600 ц зеленой массы с га. Тем самым животноводство получило надежную кормовую базу.
Но не все немцы трудились в сельском хозяйстве.
По мобилизации в «трудармию» десятки тысяч немцев были направлены в угольную, металлургическую, нефтедобывающую промышленность и на строительство. После снятия режима спецпоселения на октябрь 1956 г. в шахтах Карагандинского угольного бассейна насчитывалось 7 530 немцев, на предприятиях цветной металлургии – 2 500, в сельском хозяйстве – 2 690.
Как уже упоминалось выше, многие из немцев в разные годы послевоенного периода за добросовестный труд были отмечены государственными наградами, были депутатами Верховного Совета ССР, Каз.ССР, делегатами съездов: около 20 человек удостоены звания Героя Социалистического труда, 91 награждены Орденом Ленина, около 400 – другими государственными наградами.
Со вступлением в силу указа ПВС СССР от 13 декабря 1955 г. все спецпоселенцы были сняты с учета МВД с одновременным запретом возвращаться в области довоенного проживания. Их закрепление в местах проживания стало постоянной задачей партийных и советских органов до конца существования СССР. Этой цели служили принимаемые ими решения по массово-воспитательной работе и культурному «обслуживанию». Последовали дальнейшие Указы, Постановления и меры были призваны улучшить жизнь немцев, дать возможность развитию языка и культуры. Но полной реабилитации немецкое население так и не получило. 

Read more

Экспозиция передвижной выставки «Немцы Казахстана». Стенд 2

Экспозиция передвижной выставки «Немцы Казахстана». Стенд 2

Read more

1936-1959: События и судьбы

1936-1959: События и судьбы

Казахстан в 1930-х  – 1940-х гг. был превращен в огромный лагерь, куда ВКП(б) ссылала социально и политически неугодных людей различных социальных групп и национальностей. Происходила полномасштабная политическая чистка.
Первые депортированные немцы появились в Казахстане уже в 20-30-х годах. Это были так называемые «кулаки» и члены их семей.
Кроме этого, в 1936 году в СССР начала набирать обороты истерическая кампания поиска «фашистов», «врагов народа», «вредителей», «диверсантов» и «шпионов». По обвинению в контрреволюционной деятельности, антисоветских преступлениях были арестованы и осуждены десятки тысяч немцев. (на стенде). Только из Украины в Казахстан в 1936 году было депортировано около 15.000 немцев. По разным оценкам в 1937-1938 годах в СССР было осуждено 69–73 тысяч немцев, из них примерно 40–41 тысяча по национальным операциям, 20–22 тысячи «тройками» по «кулацкой» операции, остальные – Особым совещанием при НКВД и судебными органами.
Согласно переписи населении  в 1939 году в Казахстане проживало 92.571 немец, и немцы занимали 7-ое место в составе всего населения страны.
В годы Второй мировой войны в Казахстан депортировали более 444 тыс. немцев из Европейской части СССР и Закавказья. Самый мощный приток немцев пришелся на 1941-1942 годы. Это было связано с печально известным Постановлением СНК СССР от 26 августа 1941 года «О переселении немцев из Республики немцев Поволжья и из областей Саратовской и Сталинградской» и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 г. «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья».
На долгие годы эти люди были помещены под надзор комендатур, превращены в «новых крепостных» и лишены всяких политических и гражданских прав.
В 1942-1944 гг. значительная доля трудоспособного немецкого населения (мужчины 15-55 лет, женщины 16-45 лет), размещённого в Казахстане, была мобилизована в трудовые колонны, которые в публицистике и воспоминаниях часто называют «Трудовая армия». Нет возможности назвать точную численность мобилизованных. На 1 января 1942 г. в Казахстане было учтено 85 280 мужчин в возрасте от 16 до 55 лет. По данным на декабрь 1942 г. из Казахстана было мобилизовано 57 695 немцев. К 1 октября 1943 г. разница между численностью первоначально расселённых немцев и численностью проживавших на этот момент составила около 96 тыс. чел. Эти данные не включают местных немцев. 31 мая 1945 г. Казвоенкомат представил сведения о числе военнообязанных запаса и призывников, мобилизованных для работы в промышленность с начала войны, в которых численность немцев и немок составляет 71 977 чел. Учитывая численность мужчин возрастной категории, подлежащей мобилизации, мобилизации среди женщин-немок (даже принимая во внимание, что женщины, имевшие малолетних детей младше 3-х лет, не подлежали призыву), а также ежегодное пополнение категорий, подлежащих мобилизации за счёт достижения подрастающим поколением призывного возраста, представляется, что реальная цифра немцев, мобилизованных в «Трудармию» по Казахстану, была выше – более 100 тыс. чел. Это подтверждается и подсчётами по отдельным областям. Так, из Восточно-Казахстанской области было мобилизовано не менее 30 % всего немецкого населения. Если взять эту долю и для немцев по Казахстану в целом, то получается не менее 100-120 тыс. чел. Десятки тысяч из них погибли от непосильного труда, голода и травм. Воспоминания бывших трудармейцев свидетельствуют о фактах призыва подростков-немцев младше призывного возраста, установленного приказами о мобилизации.
Следует отметить, что на территории самого Казахстана тоже имелись объекты, входившие в систему «трудовых лагерей», на которые направлялись мобилизованные немцы: Актюбинское рудоуправление, г. Кимперсай, предприятия угольной промышленности Караганды и области, стройки НКПС (народный комиссариат путей сообщения) (Акмолинск-Карталы, Акмолинск-Павлодар) и др. На 1 октября 1945 г. на работах в Казахстане использовалось 12 890 немцев. По данным на 13 августа 1946 г. общая численность немцев, мобилизованных в промышленность Казахстана, составила 14 624 чел. Основная их масса была занята на предприятиях угольной промышленности (7 647 чел.), строительстве металлургических предприятий (3 086), предприятиях тяжёлой промышленности (2 148) и нефтяной промышленности (1 173).
На территории Казахстана также имелись объекты, на которых были задействованы немцы, демобилизованные из действующей армии. Так, демобилизованных из дивизий Харьковского военного округа направили в г. Риддер (Лениногорск, Восточный Казахстан), где они использовались на руднике, строительных и погрузочных работах. После ликвидации «Трудармии» многие мобилизованные из Казахстана немцы были закреплены за предприятиями и строительствами, на которых трудились, и не смогли вернуться к своим семьям. Им предоставлялась возможность вызова своих семей для воссоединения по месту работы, но проводилось оно с отсрочкой из-за недостатка финансовых средств и конвойных сил МВД СССР. По состоянию на конец ноября 1948 г. воссоединения за пределами Казахстана ожидали 4 288 семей и в пределах Казахстана – 3 685 семей.
На смену «трудовым лагерям» пришло новое Постановление СНК СССР № 35 «О правовом положении спецпереселенцев», положившее начало спецкомендатурам.
Все немцы, а также депортированные в 1943 – 1944 годах в Казахстан калмыки, балкарцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы, турки-месхетинцы, крымские татары до середины 1955-56-х гг. находились под надзором НКВД-МВД-МГБ.
Лишь Указом ПВС СССР от 13 декабря 1955 года немцы были сняты с учета спецпоселения.
После отмены режима спецпоселения медленно началась нормализация жизни при сохранении дискриминации бывших депортированных, которым было запрещено возвращение на свою «малую родину». Казахстан стал для немцев, переселившихся из Сибири, северных регионов и с Урала новой Родиной.
После Постановления СНК СССР 8 января 1945 г. проблема трудоустройства немцев стала решаться несколько быстрее, усилился контроль их занятости «общественно полезным трудом», было организовано обучение спецпереселенцев различным специальностям в школах ФЗО. По состоянию на 1 октября 1945 г. 95 % трудоспособного немецкого населения Казахстана «использовалось на работах». В конце 40-х гг. стали отмечаться факты награждения немцев орденами и медалями за труд. В Восточно-Казахстанской области в 1947 г. награды получили 315 немцев. Однако в отношении к работающим немцам в целом по-прежнему преобладало недоверие и пренебрежение.
Согласно переписи 1959 года в Казахстане проживало 659.751 чел. Немцы занимали уже 4-ое место в составе всего населения страны. Из низ 204.098 городские жители, и 455.653 – сельские.
Депортация и жизнь в условиях режима спецпоселения имели необратимые последствия для жизни немцев Казахстана. Экономический, политический, демографический, морально-психологический ущерб, нанесенный в эти годы немецкому населению, невозможно восполнить вплоть до сегодняшнего дня.

Read more

Немцы в Казахстане в XIX – начале ХХ вв.

Немцы в Казахстане в XIX – начале ХХ вв.

Первыми немцами на казахстанской земле были члены Петербургской академии наук (Г.Ф. Миллер, П.С. Паллас, Г. Гюльденштедт, И.Г. Георги), изучавшие флору и фауну, природные богатства и историю. В конце XVIII- начале XIX вв. значительный вклад в изучение Восточного Казахстана сделали Филипп Риддер, Александр Гумбольдт, Христиан Готфрид Эренберг, Густав Розе, Карл Фридрих фон Ледебург.
В 1880-е гг. на территории современного Казахстана проживало ок. 250-300 немцев, по большей части из среды остзейских и петербургских дворян. Это были офицеры, гражданские чиновники, инженеры, врачи, ученые и лица свободных профессий.
В 1889 году выходит закон «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли», а в 1893 году «Временные правила для образования переселенческих и запасных участков» и другие нормативные акты. Это положило начало крестьянской колонизации земель в Казахстане. Столыпинская аграрная реформа дала мощный толчок для переселения избыточного сельского населения из Европейской части Российской империи в Сибирь и степные области Казахстана.
Переселение немецких крестьян началось в 1891-1892 гг. из-за неурожая и голода  в Поволжье. Столыпин в 1910 г. считал необходимым «принять меры против заселения Степных областей немцами-колонистами как элементом, не отвечающим задачам русской колонизации». Православная церковь опасалась, что русские переселенцы попадут под влияние немецких католиков, лютеран, баптистов или штундистов.
Переселенческое управление расселяло на отведенных переселенческих участках, по возможности, выходцев из одной местности. Так возникали национально-однородные поселения. В Акмолинской области к 1915 г. преимущественно переселенцами из Нижнего Поволжья было основано 56 поселков (Акмолинский уезд - 16, Кокчетавский - 12, Атбасарский - 7, Петропавловский - 1).
В Кустанайском уезде выходцы из Южной России (лютеране и католики) основали селения Озерное (1901), Надеждинка и Воскресеновка (1902), Нелюбинский, Семеновский и Викентьевский поселки (1904).
В Актюбинском уезде переселенцы из Поволжья и Южной Украины основали селения  Михайловка (1907), Романовка (1909), Быхалинск (1911), Кутоксай (1911) и др.
В Павлодарском уезде Семипалатинской области в 1907-1910 гг.  хортицкими и молочанскими меннонитами были основаны 5 селений в Богдановской, 7 селений в Вознесенской, 2 - в Ермаковской волости; лютеране из Екатеринославской, Таврической, Елисаветской губерний и области войска Донского основали 5 селений в Богдановской и 8 в Новоивановской волости. К 1911 г. в Павлодарском уезде водворилось 793 семьи немцев и меннонитов.
Наряду с селениями, возникшими на казенных переселенческих участках, зажиточные переселенцы создавали свои хозяйства на арендованных или купленных землях у государства или Сибирского казачьего войска. В Петропавловском уезде до 1914 г. таких участков было 17 с общей площадью 13 362 дес. (13% частновладельческой земли уезда).
Переселение немцев и меннонитов натыкалось на противодействие различных чиновников, в т.ч. семипалатинского губернатора А.Н.Тройницкого и степного генерал-губернатора Е.О.Шмита, который в 1912 г. предлагал министру внутренних дел селить немцев-сектантов отдельно, чтобы оградить православное население от их «тлетворного влияния».
Перед Первой мировой войной на территории Казахстана проживало ок. 63 500 немцев и меннонитов. Были приняты и применены так называемые «ликвидационные законы» против землевладения и землепользования российскоподданных немцев в прифронтовой полосе в западных губерниях. 4 сентября 1915 г. степной генерал-губернатор Н.А. Сухомлинов запретил сходы и использование немецкого языка. Применение «ликвидационных законов» было распространено на Акмолинскую и Семипалатинскую области и земли Сибирского казачьего войска 6 февраля 1917 г.
В начале 1920-х гг. советская власть проводила в Казахстане аграрную политику, целью которой было перевести кочевое население на оседлый образ жизни и обеспечить землей бедняков. В результате условия ведения традиционного для меннонитов и немцев хозяйства ухудшились, и начался их отток с территории Казахстана, отчасти эмиграция в Канаду. В 1926 г. на территории Казахстана проживало 51 102 немцев и меннонитов. В преобладающей массе это были сельские жители (48 735 чел.).  Сельские хозяйства немецкого населения довольно резко отличались от хозяйств соседей. Благодаря предприимчивости, организованности, определенной культуре ведения хозяйства немецкие хозяйства были наиболее мощными, культурными и доходными.
Это и сыграло решающую роль в судьбе немецких колонистов, когда в стране в 1929 году был взят курс на коллективизацию сельского хозяйства. Согласно плану коллективизации подлежало 100% немецких крестьян страны (по стране в целом же критерий сплошной коллективизации был 80%). Но подавляющее большинство немцев не стремилось вступать в колхозы, стали нарастать эмиграционные настроения, достигшие своего апогея в 1929-1930 гг. Немцы за бесценок продавали свои дома, раздавали скот, утварь и пытались выехать из страны. Таким образом, развалились практически все немецкие хозяйства. Уехать удалось лишь небольшому количеству семей, остальных же вернули, и они вынужденно вступали в колхозы, потеряв при этом все свое имущество. Воссозданные или созданные вновь с начала 1930 года немецкие колхозы в подавляющей массе находились в бедственном состоянии. Были, конечно, и исключения. Это колхоз «Роте Фане» Кустанайского округа или, например, «Трудовой колонист» поселка Розовка Павлодарского округа, которые считались образцовыми и которым партийно-советские органы придавали большое пропагандистское значение и оказывали помощь в их дальнейшем развитии, чтобы создавать образцово-показательные колхозы на базе немецких и смешанных сел. Немецкий опыт по системе создания лесопосадок, особо выведенным и адаптированным к погодным условиям кустарникам стал внедряться повсеместно. Стало расти число немецких колхозов. Уже к 1936 году плановые задания в немецких колхозах выполнялись на 150%. А в отдельных случаях – даже на 250% - 250%. Словосочетание «Немецкий колхоз» стало синонимом трудолюбия и крепкого хозяйства. Но крестьяне ввиду отсутствия паспортов были лишены возможностей всяческих миграций, стали заложниками системы.

 

Read more

Экспозиция передвижной выставки «Немцы Казахстана». Стенд 1

Экспозиция передвижной выставки «Немцы Казахстана». Стенд 1.

Read more

Речь д-ра Гидо Херца, посла Федеративной Республики Германия в Казахстане

Речь д-ра Гидо Херца, посла Федеративной Республики Германия в Казахстане

Уважаемый господин Дедерер, дорогие друзья и родственники немецкой диаспоры в Казахстане!
Сначала я хотел бы выразить Вам свою благодарность за приглашение в Алматы на открытие данной выставки. Я очень рад, что нам с Ассоциацией немцев РК удалось реализовать данную выставку об истории немцев в Казахстане. То, что Вы сегодня увидите на стендах, стоило огромного труда и подготовки. Поэтому я хотел бы сказать особое спасибо госпоже Штейн из Караганды. Благодаря Вашему активному участию, госпожа Штейн, а также благодаря поддержке доктора Айсфельда, который является руководителей института исследований Германии и Восточной Европы,  у нас есть возможность окунуться в историю общества немцев в Казахстане. 
Это очень трогательная и отчасти печальная история. Но это и история одной зародившейся и укоренившейся дружбы между немцами и казахами, которая в свою очередь превратилась в прочный фундамент двусторонних отношений между Казахстаном и Германией.
Сегодня благодаря судьбе, около 1%, а это более чем 80 миллионов немцев в Германии, имеют особую связь к Казахстану, так как либо они сами, либо их предки выросли здесь. Также около 1% населения Казахстана, что составляет примерно 180 000 немцев, имеют ту особую связь к Германии. Не только члены общества немцев, но и практически все мои партнеры в Казахстане имеют друзей и знакомых в Германии вследствие волны эмиграции после развала Советского Союза. Большая часть из 50 000 виз, которые выдаются ежегодно в Генеральном консульстве в Алматы и в Посольстве в Астане, приходится на членов общества немцев в Казахстане. На заседании Ассамблеи народа Казахстана 24 апреля с поздравительной речью выступил Хайнрих Цертик, депутат Бундестага, казахстанский немец. И таких примеров много, все они показывают, насколько высока важность общества немцев для дружбы и партнерских отношений между Германией и Казахстаном. 
Мы бы могли много об этом сказать, но сейчас  предпочитаем обратить наш взор на историю. 
Уже в 1879 году около 5000 немцев проживали в Акмолинской области (вблизи нынешней столицы Астаны). Это очень важно отметить, так история появления немцев в Казахстане очень часто приуменьшается лишь до 1941 года. На самом деле в 1926 г. около 51 102 немцев проживали на территории Казахстана.  Как было признано, не всегда их тепло принимали. К примеру, в городе Кокшетау в 1911 году был издан указ о не предоставлении немцам места для заселения. В 1914 последовал указ о запрещении использования немецкого языка в общественных местах. Здесь я позволю себе маленькое отступление, вчера нами был организован «Немецкий день»  с выставкой об истории Европы 20 века и футбольным турниром среди школ, изучающих немецкий язык в Кокшетау. 
Теперь вернемся вновь к истории немцев в Казахстане. 
После добровольного переселения немцев в конце 19 начале 20 века последовала принудительная депортация немцев.  В 1930 году началась организованная советским режимом депортация так называемых «кулаков» в Казахстан. Среди 20 000 - 25 000 тысяч «кулаков» были и немцы. В результате постановления от 28.08.1941 о роспуске Республики Немцев Поволжья и принудительном переселение проживающих там немцев, в Казахстан прибыло около 366 000 немцев. Сам факт депортации и того, что людям пришлось оставить все свое имущество, стало большим ударом судьбы для них. Мужская часть диаспоры тут же была призвана в трудовую армию. 
Большие страдания немецкой диаспоры, тем не менее, послужили первоисточником для зарождения сегодняшней глубокой дружбы между Казахстаном и Германией. Ведь без гостеприимного и сердечного приема казахов, немцы едва смогли бы выжить в те тяжелые годы. По моему сугубо личному мнению, гостеприимство и теплый прием немцев в Казахстане лучше всех описал Герольд Бельгер в своей книге «Дом скитальца». Этой книгой он поставил памятник немецко-казахской дружбе. 
Начиная с 1955 после серии распоряжений, началась постепенная реабилитация
немцем, их положение улучшалось. В 1966 году впервые увидела свет предшественница известной всей газеты «Deutsche Allgemeine Zeitung», газета «Freundschaft». В 1979 были даже намерения Центрального Управления СССР создать автономную республику немцев в Северном Казахстане в окрестностях Астаны, со столицей в Ерментау.
С обретением Независимости в Казахстане для примерно одного миллиона немцев в стране наступила новая веха. Во-первых, это был период, когда было основано общество «Возрождение», которое и по сей день является одним из самых важных звеньев в поддержании немецкого этноса в Казахстане. Общества «Возрождение» придают немцам голос, который слышит и ценит правительство Казахстана. С независимостью начался также и период большой миграции. Около 800 000 казахстанских немцев покинули Казахстан. И сегодня еще многие подают документы на переселение. После введения в сентябре 2013 упрощенных предписаний о переселении в Германию количество подающих запрос увеличилось в 4 раза.
Нам следует обратить внимание на то, чтобы новая волна переселения не потянула за собой последующую потерю значимости  Общества немцев в Казахстане. Немцы по-прежнему играют большую роль в стране, и немцы еще относятся к пятой по величине диаспоре в Казахстане. Начиная с периода независимости немецкое правительство, оказывает поддержку обществу немцев в Казахстане, а также по сей день выделяется около 2 миллионов евро ежегодно.  Данная выставка также была профинансирована нами. Благодаря большому количество казахстанских немцев, Казахстан имеет особое положение среди всех центрально-азиатских государств в общественном немецком сознании. Это особое положение мы хотели бы сильнее использовать в дальнейшем для наших двусторонних отношений. Также мы хотели бы усиленно  приобщать казахстанских немцев, проживающих в Германии, к культурному сотрудничеству. Снова и снова при упоминании немецкой диаспоры ссылается на ее роль «моста» между нашими странами. Данная выставка показывает, как история общества немцев объединяет наши страны.
Так давайте позволим себе работать над тем, чтобы наполнить большей жизнью провозглашенный мост. Напоследок я желаю Вам получить удовольствия от выставки и благодарю Вас за внимание. 

Д-р Гидо Херц, посол Федеративной Республики Германия в Казахстане

Read more

Вступительное слово д-ра Айсфельда

Вступительное слово д-ра Альфреда Айсфельда

На казахстанской земле немцы появились со времени присоединения казахских жузов к Российской империи. Первыми были остзейские немцы-офицеры и чиновники гражданского управления. В конце XIX века начался поток крестьянских переселенцев, двигавшихся из европейской части на восток в поиске пригодной для земледелия земли. В этом потоке были и меннонитские и немецкие крестьяне из Поволжья и украинских губерний империи.
В ХХ веке Казахстан становился для немцев то местом спасения от голодной смерти в Поволжье, то местом ссылки и принудительного труда, то местом проживания, которому отдавали предпочтение перед другими регионами СССР. Своим трудом они внесли значительный вклад в развитие экономики, культуры и науки.
В результате массового переселения в Германию и Россию к концу ХХ века количество немцев в Казахстане резко сократилось, но оставшиеся в стране нашли свое место в суверенном Казахстане, стали полнопрравной частью его народа. Сохранив отчасти родной язык, переданные предками народные обычаи и религию, немцы-казахстанцы выполняют заметную роль в «народной дипломатии», став «мостом» между Казахстаном и Германией, Азией и Европой. Инициативы АООНК «Возрождение» приносят пользу населению, служат укреплению гражданского общества и добрососедских отношений.
Передвижная выставка в силу ограниченной площади может показать лишь ключевые темы истории, культуры и современной жизни немцев Казахстана от каждой из которых можно провести информационную линию во все области страны.

Альфред Айсфельд, д-р филос., научный сотрудник Института культуры и истории немцев Северо-Восточной Европы, г. Гёттинген, Германия, научный руководитель передвижной выставки

Read more

Модернизация проектной деятельности Ассоциации

Модернизация проектной деятельности Ассоциации

При анализе проделанной в 2015 году работы стоит обратить внимание и на разный квалификационный уровень руководства и персонала региональных обществ, различное отношение к модернизационным подходам и различное понимание Программы поддержки этнического меньшинства. На основе разработанной в 2015-ом году программы действий уже были предприняты шаги, в некоторой степени способствующие консолидации и социализации, а именно: актуализация банка данных; приведение документации в соответствие с законодательством РК; модернизация проектной деятельности.

Read more

  • Онлайн-галерея Леонида Брюммера brummer.kz
  • Всемирная выставка Экспо 2017 в Астане
Яндекс.Метрика