Кризисная ситуация

На очередном заседании социальных работников, проведенном 19 февраля текущего года, были подняты актуальные вопросы необходимости модернизации социальной деятельности обществ. Результатом совместного обсуждения стал анализ положения дел и предварительные выводы.

Мы изначально исходили из того, что создание разветвленной социальной сети должно опираться в будущем на возможность самофинансирования всей социальной деятельности нашего сообщества. Концептуальная стратегическая идея заключалась в том, чтобы максимально децентрализовать финансовую помощь Федерального Правительства Германии и благодаря этому создать мощный потенциал в региональных обществах. Мы стремились к созданию сильных общественных объединений, которые будут опираться на собственную инициативу и создадут добротную материальную базу для продолжения работы в социальной сфере.

На заседании рабочей группы мы проанализировали эффективность социального направления нашей деятельности за прошедшие годы, и сказать совершенно определенно можно следующее.

Концепция децентрализации потерпела фиаско. Примером тому может служить Карагандинское общество. Где-то в 2000 году Карагандинское общество обозначило необходимость получения финансовой помощи от Федерального Правительства Германии для коллективного сельскохозяйственного предприятия, которое со временем встанет на ноги и будет финансировать всю деятельность общественного объединения. Федеральное Правительство Германии вложило в данный проект немалые деньги: был приглашен консультант из Германии, куплена техника, семенной материал. Однако на сегодняшний день все это чудесным образом исчезло. Никто уже не вспоминает о той концепции, под которую у Федерального Правительства просили деньги: помогите, мы встанем на ноги и дальше будем работать сами. О проекте и вложенных в него средствах забыли. 

Другой проект Карагандинского общества – медицинский центр для трудармейцев «Зонненшайн», который также получал от немецкого Красного Креста оборудование, медицинские препараты. Эта клиника, как было заявлено, начнет функционировать и приносить дивиденды. Сегодня однозначно констатируем, что проект рухнул, ничего из этой инициативы не получилось, и можно говорить о полном банкротстве концепции, связанной с возможностью самофинансирования. Я уже не говорю об имущественном комплексе, который принадлежал обществу: детский сад по ул. Ерубаева также перешел в частные руки.

В результате анализа рабочая группа пришла к выводу: ни один из проектов в стране, который отстаивали местные региональные лидеры, нельзя рассматривать как перспективный, способный оказывать финансовую поддержку дальнейшей общественной работе.

В этой связи, естественно, хочется сравнить положение дел с нашими соседями в Кыргызстане, где придерживались централизованного распределения финансов. Сегодня в Бишкеке работает великолепный медицинский центр, полностью оснащенный на средства Федерального Правительства Германии. Центр приносит прибыль, которая передается в Дойчесоциалфонд и, как говорят наши коллеги в Кыргызстане, они рассматривают возможность открыть еще одну дополнительную социальную станцию.

Нам же приходится говорить о необходимости полностью реформировать деятельность социальных станций. Федеральное Правительство Германии, как грантодающая организация, говорит: мы 20 лет поддерживали структуру и её социальное направление деятельности, однако пришло время подвести итоги, увидеть результат и перевести общественные объединения, которые получали эту помощь, на самофинансирование.

Возникает довольно сложная ситуация, которая заключается в том, что действующие социальные станции не способны перейти на самофинансирование и не могут осуществлять дальнейшую поддержку социально нуждающихся слоев населения. Количество адресатов, нуждающихся в помощи, к сожалению, не уменьшается. Существует явный кризис положения, и я хочу обратить внимание на то, что случившееся стало результатом именно несостоятельности концепции полной децентрализации в работе нашего объединения. Рабочая группа искала возможные выходы из кризисной ситуации и сделала вывод: кроме как сокращать персонал социальных станций, уменьшать не прямые, а косвенные затраты - другого пути просто нет.

Данный рабочей группой анализ социальной деятельности высветил общую проблему, еще раз акцентировал внимание на дискуссии, которая идет в нашей Ассоциации и связана с перераспределением бюджетной помощи Федерального Правительства Германии. Мы, к сожалению, совершенно не обращаем внимания на собственный ресурс, на собственные возможности. Даже когда проводятся общие собрания с населением, о внешней помощи Федерального Правительства Германии умалчивается. Помощь представляется как благо, которое дает народу именно исполнительное бюро региональных обществ. Отчитываясь перед населением, мы говорим, что провели столько-то курсов, такие-то мероприятия, кружки, встречи и т.д., но не говорим, какие собственные ресурсы мы использовали и какие дивиденды эти ресурсы принесли. Мы не говорим о том, какие собраны членские взносы, что сделано на эти членские взносы, не говорим, какую предпринимательскую деятельность осуществляло общественное объединение и что это принесло. Населению мы представляем положение дел как радужное, безоблачное, не говоря, что это возможно только потому, что Федеральное Правительство Германии продолжает оказывать финансовую поддержку. 

Необходимо составить четкое представление о двух составляющих нашей деятельности. Первая составляющая – это собственные инициативы и ресурсы, о которых мы говорили, принимая программу действий в 2011 году. И вторая – помощь Федерального Правительства Германии. К сожалению, сегодня мы говорим только о внешней помощи, и в этом трагизм положения, в этом самая большая проблема. Стремление к тому, чтобы из помощи, которую оказывает Федеральное Правительство, каким-то образом увеличить свою долю финансирования, бесперспективно.

Рабочая группа, дав объективную оценку ситуации, сделала вывод: если прекратится помощь Федерального Правительства Германии, то работать в полном объеме общественное объединение не сможет. Открыто признать необходимо и то, что более чем двадцатилетняя поддержка Федеральным Правительством Германии определенных проектов не принесла ожидаемых от их реализации дивидендов.

Яркий пример тому - Карагандинское общество, у которого теперь нет на балансе никакого имущества, никаких ресурсов для самофинансирования.

Материал подготовила Лариса Гордеева.

21.02.2014

Комментарии   

 
+19 #1 Нечетова Ирина 24.02.2014 12:19
Я считаю преждевременным написание данной статьи без ознакомления участников совещания с протоколоам встречи. Автор статьи должен ознакомиться с повесткой дня звседания рабочей группы и не писать о том, о чем не обсуждали участники. Очень лекго всех обсуждать и учить, и при этом находиться не в собственном здании(Немецкий Дом г. Алматы), получать деньги на оплату коммунальных услуг, а также оплату штатного состава Бюро и собственную зарплату. Прошу предоставить протокол рабочей встречи.
Цитировать | Сообщить модератору
 

Добавить комментарий

Комментарии может добавлять любой посетитель

Но если Вы зарегистрированы на сайте, пройдите сначала авторизацию


Защитный код
Обновить

  • Онлайн-галерея Леонида Брюммера brummer.kz
  • Всемирная выставка Экспо 2017 в Астане
Яндекс.Метрика