Трудовая жизнь немцев Казахстана в годы войны и экономических преобразований (1941-1964)

Подавляющее большинство «местных» немцев были сельскими жителями и продолжали оставаться ими. Накануне войны многие немецкие колхозы в Казахстане отличались высокими производственными успехами. В селах «местных» немцев в годы войны председатели колхозов и специалисты продолжали работать по специальности. Несмотря на приток населения в 1941 году кадров остро не хватало. Зимой 1942 г. начали готовить механизаторов из числа женщин и учащихся старших классов. Призыв немцев-колхозников в Трудармию, мобилизация технических средств сказались на и без того ослабленных хозяйствах. В целом сокращалась посевная площадь, падала урожайность, продуктивность ферм стала критически низкой. Люди пошли на ненормированный режим труда в полном смысле этого понятия – от зари до зари, а если требовалось, то и круглосуточно. Трудились все – старики и дети, больные и инвалиды. Широко применялось совмещение должностей. До минимума сократили управленческий аппарат. Было увеличено количество минимума трудодней колхозников с 80 до 120 в год. Не выработавшие карались исправительно-трудовыми работами до 6 мес. по решению суда. Помимо этого постоянно шел сбор вещей и денег для фронта, раненых, детдомов и пр. Спускались разнарядки, об обязательном выполнении которых требовались ежедневные доклады. И люди не возражали, «отдавали все Родине, которая их сильно обидела, поставив в униженное положение неполноценных, ущербных граждан, обязанных являться в комендатуру, отмечаться и спрашивать соизволения отлучиться из села даже не надолго, даже в соседнее село по крайней необходимости или неотложному делу».
Первое послевоенное пятилетие на селе мало чем отличалось от военного лихолетья. Мобилизованные в Трудармию крестьяне продолжали оставаться на стройках, промышленных предприятиях, в шахтах. Если в годы войны чрезвычайные меры были населению понятны, то их сохранение после победы становилось причиной общественного недовольства. Принятым 31 мая 1947 г. постановлением практика военных лет, установившая повышенный обязательный минимум трудодней и судебную ответственность за их невыполнение, была сохранена и в последующие годы (до 1962 г.).
Несмотря на тяжкие условия жизни и труда, сельское население порой добивалось необычайно высоких результатов. Даже есть случаи получения правительственных наград и званий Героев соц.труда. (Примером успешной работы служит 18-летний Петр Абрамович Шмидт, который находился на учете спецпоcеления как местный немец. Работая пастухом в колхозе «Богатырь» Павлодарской области, он добился лучшего среднесуточного привеса животных и в 1948 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1949 г. за успехи в животноводстве удостоен звания Герой Социалистического Труда и ордена Ленина. Житель с. Петерфельд Северо-Казахстанской области тракторист и комбайнер Христиан Готфридович Шварц трудился в колхозе с 1930 г. В 1950 г. за сезон он намолотил свыше 12 тыс. ц зерна. За рекордные показатели его наградили орденом Трудового Красного Знамени, а в 1952 г. удостоили звания Герой Социалистического Труда. В годы освоения целинных и залежных земель Шварц работал так же высокопродуктивно и был удостоен ордена Ленина (1956)).
Поднятие целины во многом изменило экономику и ритм жизни казахстанцев. Немецкие колхозы и совхозы смогли, несмотря на сложные условия зоны рискованного земледелия, добиться стабильных урожаев и благополучия, стать колхозами-миллионерами. Особо стоит упомянуть колхоз им. 30-летия Казахской ССР Павлодарской области под руководством Якова Геринга. Этот колхоз был известен на весь Советский Союз. Он стал показательным в экономическом, земледельческом и животноводческом развитии. Ветровая эрозия в 1955, 1962, 1963 и 1965 гг. уничтожила посевы и поставила под угрозу животноводство. Потребовались кропотливая работа и неординарные решения для спасения земельных угодий: снегозадержание, отказ от зяби, использование многолетних трав для закрепления и рекультивации плодоносного слоя почвы, использование пищевых отходов для свиноводства, заготовка силоса. Стабильных урожаев удалось добиться, используя систему искусственного орошения с использованием подземных вод и применением дождевальных установок. Урожай кукурузы со временем был доведен до 60–70 ц зерна в початках и 500-600 ц зеленой массы с га. Тем самым животноводство получило надежную кормовую базу.
Но не все немцы трудились в сельском хозяйстве.
По мобилизации в «трудармию» десятки тысяч немцев были направлены в угольную, металлургическую, нефтедобывающую промышленность и на строительство. После снятия режима спецпоселения на октябрь 1956 г. в шахтах Карагандинского угольного бассейна насчитывалось 7 530 немцев, на предприятиях цветной металлургии – 2 500, в сельском хозяйстве – 2 690.
Как уже упоминалось выше, многие из немцев в разные годы послевоенного периода за добросовестный труд были отмечены государственными наградами, были депутатами Верховного Совета ССР, Каз.ССР, делегатами съездов: около 20 человек удостоены звания Героя Социалистического труда, 91 награждены Орденом Ленина, около 400 – другими государственными наградами.
Со вступлением в силу указа ПВС СССР от 13 декабря 1955 г. все спецпоселенцы были сняты с учета МВД с одновременным запретом возвращаться в области довоенного проживания. Их закрепление в местах проживания стало постоянной задачей партийных и советских органов до конца существования СССР. Этой цели служили принимаемые ими решения по массово-воспитательной работе и культурному «обслуживанию». Последовали дальнейшие Указы, Постановления и меры были призваны улучшить жизнь немцев, дать возможность развитию языка и культуры. Но полной реабилитации немецкое население так и не получило. 

  • Онлайн-галерея Леонида Брюммера brummer.kz
  • Всемирная выставка Экспо 2017 в Астане
Яндекс.Метрика