Образование и наука

Первые переселенцы видели одной из своих главных и первых задач – это создание школ для обучения детей грамоте и чтению. Немцы придавали большое значение школьному обучению детей. В дореволюционный период немецкие школы носили конфессиональный характер и подразделялись на лютеранские, католически и менонитские. Первые немецкие школы были открыты в селах Акмолинской и Семипалатинской областей, Петропавловского, Кокчетавского и Павлодарского уездов. Они финансировались за счет общины и церкви. От окружавшего их населения немцы отличались более высоким уровнем грамотности и образованности, общей и бытовой культуры. Перепись 1920 года показала, что на 100 человек немцев приходилось грамотных в Кустанайской губернии 22.3 (более половины нем. населения здесь – католики), в Акмолинской губернии и Петропавловском уезде – 34,4 (в основном проживали католики), в Оренбургской губернии – 46,6 (значительную часть составляли меннониты), в Николайпольской волости Аулиеатинского уезда, заселенной ислючительно меннонитами, грамотными были 73 из 100 человек.
Уже, начиная частично с 20-х годов, проводимая советской властью русификация привела к разрушению системы немецкого школьного образования. А вместе  с этим к кризису развития языка и культуры немцев. В 1938 году выходит постановление ЦК КП(б) КазССР о реорганизации национальных школ, в т.ч. и немецких в «советские школы обычного типа».
Массовая депортация немцев в начале 40-х годов, мобилизация практически каждого шестого в трудовую армию, разрыв семей, размещение немецких детей по русским и казахским колхозам, увеличившиеся трудонормы для мало мальски трудоспособных подростков, страх перед использованием немецкого языка резко негативно сказались на психологии людей, в таких условиях им часто было не до школы. Приостановили развитие родного языка в немецких семьях. К причинам массового непосещения немецкими детьми школ относились: голод, отсутствие обуви и элементарных вещей, в особенности же это были моральные и физические оскорбления и унижения в связи со своей национальной принадлежностью со стороны одноклассников и учителей. После войны ситуация серьезных изменений не претерпела. Большой процент детей школьного возраста не был охвачен школьным образованием. Там по состоянию на 1950 год из 33.907 немецких детей в возрасте от 7 до 14 лет не посещали школу 8.484, что составляло 25%. Серьезным препятствием стало и отсутствие достаточного количества педагогических кадров и людей, которые могли готовить для школ эти кадры. Одной из скрываемых причин было политическое недоверие к учителям и преподавателям из числа спецпоселенцев, особенно специалистам в сфере гуманитарных наук,  которым было отказано в работе по специальности.
28 мая 1952 года ЦК КП(б)К принял постановление «О приеме спецпоселенцев в высшие учебные заведения». В нем требовалось прекратить прием спецпоселенцев в Казахский госуниверситет, Алматинский юридический, Казахский горно-металлургический, физкультурный и педагогический институты, а также в Консерваторию. Далее приводился перечень институтов сельскохозяйственной и медицинской ориентации, а также ряд учительских вузов, куда можно было принимать незначительное количество спецпоселенцев. На все остальные вузы давалась приемная квота в 105 человек, и это почти на миллион немцев, учтенных по республике.
Запрет на получение высшего образования прервал процесс формирования национальной элиты немцев на многие десятилетия. И по сей день эта ситуация не достигла желаемого результата.
Возрождение немецкого языка началось очень медленными темпами в конце 50-60-х годов. Это было обусловлено растущим недовольством со стороны населения. Немцы слыли трудолюбивыми, терпеливыми и мастеровыми. Без них уже трудно было представить экономическое развитие Казахстана. С другой стороны, с точки зрения тогдашнего режима, немцы были неблагонадежными людьми в политическом отношении. Высокая степень религиозности, пассивность и нежелание участвовать в общественно-политической жизни, стремление сохранить себя как немцев, требовательность по отношению к ведению обучения на родном языке, стремление к изданию немецких газет, организации радиопередач, контактам с родственниками в Германии, Канаде и Америке серьезно беспокоили власти. Просто так отмахнуться от  этого было невозможно.
18 октября 1956 года вышло Постановление Бюро ЦК Компартии Казахской ССР «Об усилении массово-политической работы среди населения республики». А 2 февраля 1957 г. Совет министров КазССР принял постановление «О введении преподавания родного языка для детей немецкой национальности в школах КазССР». Во многих школах в районах компактного проживания немцев были введены дополнительные часы немецкого языка со 2 класса. Стали издаваться учебники, готовиться специалисты. В Алма-Атинском институте иностранных языков создан факультет немецкого языка и литературы для граждан немецкой национальности. Аналогичный факультет с подготовкой специалистов для преподавания немецкого языка как родного создан в 1966 году в Кокчетавской педагогическом институте. Эти вузы готовили специалистов с высшим образованием. В 1964 году открывается специальное отделение по подготовке специалистов немецкому как родному в Педагогическом училище имени Абая в Сарани Кар. области, которое готовило специалистов со средне-специальным образованием. У истоков создания стояли Гельмут Гейдебрехт и Елизавета Виннер. На стенде представлена диаграмма изучения немецкого языка как родного в школах.
Это не решало проблему, количество учащихся сокращалось. Не хватало учителей, учебников, литературы. Тревогу вызывало состояние немецкой литературы. Предложение от открытии немецкой школы было встречено отказом. Во многих случаях обучение немецкой грамоте велось домашним способом с помощью библии. Из года в год ухудшался образовательный и культурный уровень в сравнении с другими народами. Динамика численности студентов немецкой национальности была такова, что не позволяла рассчитывать на ликвидацию отставания немцев по уровню образованности от других национальностей республики. На 1984 год лица, имевшие высшее образование составляли в целом по Казахстану 7,8%, у немцев – лишь 3,9%. Причину следует искать, в том числе, и в том угнетенном душевном и моральным состоянии, в котором находились немцы и которое передавалось из поколения в поколение. Немецкое население постепенно теряло немецкий язык как родной. Стремительно набирала темпы ассимиляция. Росло количество межнациональных браков.
Несмотря на плачевную ситуацию в области образования из среды немцев вышло немало ученых. Немцы-ученые и путешественники внесли большой вклад в развитие научных исследований Центральной Азии. Еще в период до присоединения Казахстана к России немецкие исследователи-предприниматели, ученые-географы, путешественники предпринимали походы в неизученные территории Центральной Азии, Тибет, казахские степи и Алтай. Многих известны имена исследователей и ученых путешественники Карл Миллер и Егор Мейендоф, этнограф и натуралист Л.Шренк, востоковед-тюрколог Радлов, ученый-исследователь Гернет, врач Николай Зеланд, географ и альпинист Готфрид Мерцбахер, «зеленый строитель» Эдуард Баум, краевед и ученый Евгений Михаэлис и многие другие.
В 1995 году учреждено Научное объединение немцев Казахстана, целью которого стала консолидация ученых немецкой  других национальности для создания благоприятных условий их деятельности. Бессменный руководителем является профессор д.физ.-мат.наук, академик НАН, исследователь физики высоких энергий Боос Э.Г. , 83 года. К известным представителям относятся д. сел.наук Э.Ф. Госсен, д.хим.н. П.Е.Мессерле, д.и.н член-корреспндет АН В.Ф.Зайберт и т.д.  С 1998 года при поддержке Посольства и ген.консульства ФРГ проводятся научно-практические конференции. Но необходимо отметить, что крайне мало исследований в сфере истории, культуры и языка немцев Казахстана.

  • Онлайн-галерея Леонида Брюммера brummer.kz
  • Всемирная выставка Экспо 2017 в Астане
Яндекс.Метрика